Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

07.11.2016 11:33 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 86 от 03.11.2016 г.

Тормоза не откажут на спуске, на подъём - не заглохнет мотор

Автор: О. Безносов.

За свою карьеру журналиста мне приходилось встречаться с не одной сотней людей. Но запомнились из них немногие. И среди них этот человек. Чем привлёк внимание? Скорее всего неиссякаемым оптимизмом: при каждой нашей встрече на лице его светится улыбка, всегда рад он сам пошутить и юмор собеседника поддержать. Этот человек многим сысольцам знаком, поскольку объездил за свою трудовую биографию весь район сотни раз, доставив до места назначения не одну тысячу пассажиров.
Представляю вам своего собеседника – водителя ООО «Сысольское АТП» С.Г. Сажина.

- Сергей Геннадиевич, попрошу по традиции рассказать немного о себе.
- Да, в принципе, было у меня обыкновенное, как у многих моих одногодков, детство. Мама родом из Ельбазы, папа — из Чухлэма, обыкновенные, что называется, работяги. Сам же я родился здесь, в Визинге. Отец тогда работал водителем в СУ-2, которое строило здание АТП. Жили мы в частном доме на Кооперативной. Меня водили в детский сад №4, что находился в Переходе. Вот ведь опять игра судьбы – и дети мои впоследствии тоже его посещали. Ну а потом родители переехали в Ельбазу, и в более старшие группы садика я ходил уже там.
Первую школьную ступень в 3 класса я прошёл в том же посёлке, а вот восьмой уже оканчивал в Чухлэме. Ну и, поскольку Ельбаза — посёлок лесной, то в дальнейшем поступил в ГПТУ-34, где получил квалификацию механика 5 разряда с правами тракториста на технике, которая на то время работала в лесу (трелёвочники, валочные машины и т.д. – на всё это у меня был допуск).
В 1980 году был призван в погранвойска, служил на китайской границе в Маканчи. Там много наших ребят из Коми служили. Мы с моим земляком Володей Сажиным вместе призывались в одну часть, вместе и демобилизовались. У меня были должность старшего тракториста и звание — рядовой: на своём тракторе я бурил ямки, куда вкапывались затем столбики, на которые и наматывалась колючая проволока.
В 1982-м после демобилизации вернулся в родной посёлок. Начальником лесопункта в то время был многим в районе известный Г.В. Самсон. Так вот, ребят после армии начальник лесопункта было на обучение в ЛТШ (лесотехническая школа) отправляет. Я и подошёл к нему, дескать, направьте меня, Георгий Васильевич, учиться на водителя. А у меня уже тогда права механизатора на все лесные трактора были (кстати, и отец мой тогда на сучкорезке работал). А он мне и отвечает, мол, мне трактористы самому здесь нужны. Отца, дескать, потом заменишь, дело его продолжишь. Ну а мне, как всем парням, очень хотелось водительские права получить. Вот я и давай его уговаривать. Не удалось. Наверное, он всё же местные кадры для работы в лесу хотел удержать.
Тогда я поехал в Визингу. А тут мои двоюродные братья Иван и Володя Голосовы (если по прозвищу, кто знает, Кумрики) в Переходе проживали. Вот они и подсказали, что в газете «Маяк Сысолы» от АТП было объявление, что принимают на работу водителей категории «D» или направляют на курсы шоферов с договором, что два года гражданин проработает в АТП. А Вова как раз работал водителем на этом предприятии. Я и задал ему вопрос: «Что посоветуешь?». Он ответил так: «Решать тебе, но у меня при таком плотном графике работы (а рейсы были не только по району, но и в Сыктывкар тоже) лично не остаётся времени на какие-то житейские дела (жил он в своём доме один, без родителей уже), потому что приходится выезжать на линию даже в выходные и праздничные дни. Хочешь такую жизнь? Твоя воля».
Заявление написал. Учёба, оказалось, шла уже две недели. Как вы помните, в то время после дембеля можно было до трёх месяцев отдыхать. У меня получилось всего неделю. Так вот, про учёбу: отстал я от сокурсников ненамного. А потом не надо сбрасывать со счетов и то, что я, отучившись 3 года в ГПТУ-34 и пройдя производственную практику, уже имел достаточные технические знания, чтобы нагнать упущенное. Кстати, будучи на этих курсах, я и встретился со своей будущей супругой Еленой Михайловной.
- Права получили с первого захода?
- Да, отучившись 6 месяцев, с водительским удостоверением на руках я приехал в Визингу. И сразу же возник вопрос по жилью. Мы с М.К. Домашкиной (тогда предпрофкома АТП) обращались с вопросом о временном постое то к одной бабушке, то к другой. Дескать, вот молодая семья, хотят они у вас квартиру снять. Везде получали отказ. И тут удача улыбнулась: у меня в Переходе тётя Паша проживала. Она на первое время к себе пустила. А потом и у её соседа к тому времени пустующий дом снять удалось. Было это в далёком теперь уже 1983-м. И вот ещё тоже интересный момент: свадьбу мы сыграли в пятницу (а был, как сейчас помню, июнь), а в понедельник я уже в первый раз вышел на работу. Вот такое вот «свадебное путешествие».
- Помните первые дни своей работы?
- Конечно. Первым делом мне определили наставника, им стал А.С. Морозов. Хороший мужик, всегда его самыми лучшими словами вспоминать буду. У него детей пятеро было, причём из них две двойни. Вот от него я и получил первые азы вождения автобусов с механической КПП. В городе-то мы на ЛиАЗах учились, автоматическая коробка передач, всего две педали. А тут в кабину в первый раз сел, что такое? Сразу три педали, где-что-какая?
Навык пришлось с нуля отрабатывать. А был у него старый ПАЗик. Вот поехали мы в Пыёлдино. Вдруг что-то в двигателе зашуршало. Адик (так сразу по-простому он и попросил себя называть) достал ремень, открыл моторный отсек. Как и что он сделал, я не заметил, ведь в голове крутилась только одна мысль: столько шкивов и ремней, как я их запомню? Поехали дальше, тут он говорит: «Всё, садись сам за руль». Кто? Я? Да как же сразу, да ещё с пассажирами? А он зашёл в салон и объявляет, что дальше их повезёт стажер. Я ему: «Разве для начала не тренируются без пассажиров?». А он: «Боишься что ли? Разве за рулём на практике не сидел?». И тут он выдал такую знаменательную фразу, которую я запомнил навсегда и не раз уже повторял жене, детям, знакомым: «Если хоть раз струсишь, то и всю жизнь всего бояться будешь!». Ну а я не боялся. А что? На УАЗике же ездил, там тоже механика. Сел тут же в кабину ПАЗика и поехал. Сразу, без всякой предварительной практики. Вот такое получилось «боевое крещение».
- Ну а когда выпустили в свободное плавание, как дела пошли?
- Вы, наверное, помните, что автобусный парк АТП состоял из ПАЗиков и ЛАЗов? В этой связи вспоминается опять же наставление Адика Морозова: «Ты человек небольшого роста, я тоже. Так вот, из своего опыта скажу: будут давать ЛАЗ, не бери. Как ты собираешься его колёса ворочать, когда они по диаметру выше нас с тобой».
Наказ, увы, исполнить не удалось — дали как раз ЛАЗ. Ну, после армии силёнок-то, наверное, больше было, управлялся как-то и с колёсами. А рейсов тогда, действительно, было много. И по расстоянию перевозки тоже не сравнишь, что сейчас. Так по понедельникам в 7 утра был такой маршрут: «Визинга — Заозерье — Сыктывкар». Обратно из столицы, правда, пустыми чаще всего возвращались. Но он свои затраты оправдывал. В тот же день был рейс «Визинга – Щугром — Сыктывкар». Автобус переполненный, столько народу тогда ездило!
Ну а самым длинным был маршрут «Визинга — Подзь — Сыктывкар». Существовал он долго, так и говорили — иду на подзский автобус.
А как я в первый раз в город поехал? Помню, был июнь. До этого ведь меня всё по району «катали». Поскольку пока (где-то с месяц) своего автобуса не было, числился как в подменных (то тот заболеет, то другой в отпуск выйдет). Тут студенты стали на каникулы возвращаться, потребовался дополнительный автобус. А я было в диспетчерской сижу. А город с диспетчера автобус требует. Та: «Нет у меня никого, все в разъездах!». Они — «дай да дай». Тут взгляд диспетчера упал на меня: «Сергей, поедешь?». А мне что? Я в городе-то практику и проходил, дороги и улицы знаю, ведь каждую неделю в течение 6 месяцев практическое вождение было. «Поеду»,- говорю.
Туда ехал пустым, обратно — полным. После возвращения ещё Мария Константиновна Домашкина интересовалась: «Как съездил, не трудно ли было?». Всё, после этого на любые городские рейсы стали ставить, даже на подзский.
Сегодня же правило такое, если у тебя нет ещё двухлетнего стажа, на межгород тебя не допустят. А нагрузка тогда, действительно, была большая. График скользящий, семью и детей практически не видишь.
Ладно, я с первых минут как-то за рулём быстро освоился, легко чувствовал себя, а ведь другие всю дорогу едут, в баранку вцепившись, тут уж нагрузка вдвойне.
- А вот была у вас своя база, с тёплыми боксами, слесаркой-токаркой, необходимым оборудованием для ремонта.
- Да. Было так, что автобусы для ремонта в первую очередь в бокс запускали. Либо, скажем, коробку передач привезут, нам в первую очередь выделят. А ведь АТП и свой грузовой парк имело: хлебовозки, самосвалы и т.д. А вы помните, были даже «пингвины»? Это модель такая – наполовину автобус, наполовину – грузовая. А единиц техники сколько было? Вся база битком набита.
Но вот автобусы и тогда стояли на улице. Я четыре года с Луча до АТП пешком в любую погоду четыре километра ходил. Встанешь было в 4 утра, даже чаю не попьёшь, и на работу. А там запалишь две паяльные лампы, одну – под коробку, вторую – под двигатель. Ждёшь и гадаешь: заведусь — не заведусь? Потом берёшь кипяток из титана, прольёшь двигатель и систему охлаждения. Вода на тебя льётся, вся одежда на морозе от неё дубеет. Садишься в холодный автобус, окна во льду, ничего не видно первые 2-3 километра. Сгорбишься, всматриваешься во тьму до рези в глазах. В общем, полная жуть.
Это было 30 лет назад, и сейчас в XXI веке мы опять пришли к тому же, с чего начинали. Что касается технического состояния парка автобусов, то он был неплохим: 300 тысяч километров пройдёт техника — её списывают. Вот и смотришь: вроде, нормальный ещё автобус стоит, а тебе уже новый пригнали. Я вот, к примеру, только что с конвейера ПАЗ2ик уже через год получил.
- А заработки какие были?
- Ну, северные тогда у меня были только 10%. Так что выходило в месяц в среднем 150 рублей. Это с учётом того, что у нас родились двойняшки, и жена получала по уходу всего 50 рублей в месяц. Вообще это было интересно, другие получали за одного 50 рублей, а мы столько же за двойняшек. При обращении в инстанции (логично ведь, что за двоих должно идти по 50 каждому) нам сказали: «Это помощь именно детям, им должно хватать». Вот и весь в те годы бюджет семьи водителя автобуса. Выживали, как могли, спасибо родителям — помощь от них была весомой. Они скотину держали, то мяса подкинут, то ещё что, а молоко детям брали у соседки. Кстати, и тогда ведь с садиками проблема была: все места заняты, некуда пристроить детишек. Хорошо, та же соседка подсказала жене к ним в садик поваром устроиться. И она при деле оказалась, и дочки устроены.
- А как свой угол заимели?
- Прожили мы на съёмной квартире три года. Решили, хватит, давно пора уже свой дом иметь. А тогда, помните, мехлесхоз для предприятий срубы изготовлял. Подошёл к начальнику АТП, тогда им руководил Н.М. Петухов, говорю: «Николай Михайлович, дайте один из срубов, предназначенных для предприятия». Он вначале отказал, потом всё же комиссионно решили выделить, но с условием, что построюсь за один год.
Но куда ставить? Традиционно место под постройку для АТП выделялось в Кольёле. Далеко и от центра, и, главное, от садика. Но уже тогда я знал, что некоторые из наших смогли построиться возле четвёртого магазина. Не скажу, сколько пришлось побегать, но в итоге вопрос решился: место выделили за бывшим молзаводом. Ведомственная сыктывкарская бригада строителей сделала отсыпку дороги, залила фундамент, подняла сруб и… уехала! Остальное с немалыми трудами и помощью родственников и знакомых достраивал сам. Управились за срок чуть больше года. Наконец-то у нас появился свой собственный дом с пятью комнатами. То есть проект-то был типовой, но я за свой счёт купил брус и веранду переделал под тёплую прихожую. В том доме и выросли мои дети: девочки-двойняшки и третья дочь, которая появилась на свет в 1990 году. Они уже взрослые: у Аллы есть сын Аркадий (мой первый внук, уже школьник), Юлиана тоже замужем, обе работают в администрации района, а младшая дочь Эльвира с мужем живут в городе, она учительница начальных классов в школе №18.
- А как приняли вас в коллективе?
- Да нормально, я, наверное, самый молодой тогда в нём был. Самыми добрыми словами теперь вспоминаю нашего бригадира Г.Н. Болдырева, Н.А. Тройнина и других, с кем мне пришлось работать. Коллектив был прекрасным, все работали на совесть.
- На дороге царствует триумвират: водитель, пешеход и сотрудник Госавтоинспекции...
- Вы хотите спросить, ловили ли меня на нарушениях? Нет, но будучи столько лет за рулём ангелом быть невозможно. Мелкие какие-то нарушения, может, и были, но раньше к автобусникам ГАИ относилось лояльнее, и незначительные проступки всё же карались не так строго. А потом и народ нас знал и уважал: в очереди сами покупатели было кричат: «Шофёра вперёд пропустите, ему в рейс надо!». Или в парикмахерской случай был: молодая девчушка стричь отказалась: мужчина, мол, на автобусе работает. Плохо постригу, ругаться будет. Ему ведь пассажиров возить, стрижка красивой должна быть. Ну, чисто анекдот.
- С ремонтом техники как обстояли дела?
- Очень многое ремонтировали собственноручно, а посерьёзней дело — совместно со слесарями. Мне запомнились слова преподавателя с автокурсов: «Если человек не может отрегулировать самостоятельно клапана, то какой же это водитель?». Это правило я взял на заметку и старался учиться: то к мотористам подойду, то к какому-то другому спецу. И мотал всё, что называется, на ус.
- А вот водительский навык когда-то спасал в опасной ситуации?
- Был такой случай, до сих пор мурашки по коже. Едем мы в город всей семьёй на «Жигулях». Осень, гололёд на дороге. Перед переездом есть дорога направо на поле. Встречается трактор, который должен при повороте налево нас пропустить. Но вместо того, чтобы остановиться, он даёт по газам и начинает поворачивать. И мы несёмся на него. Неминуемо столкновение лоб в лоб... А я мгновенно по наитию, а может, даже рефлексу постарался вывернуть руль и объехать его, прижавшись к обочине. Другой бы, может, ударил по тормозам. Но тогда бы авария была неминуема. Спичечный коробок вряд ли бы пролез между капотом и колесом трактора. А тракторист ведь даже не остановился, пометелил дальше по дороге. Еле догнал. Тот выскочил из кабины, сел, голову пригнул и руками прикрыл. Ждёт, бить будут. Я вышел, волосы стоят от пережитого шока, всего трясёт. «Ты что, — говорю, — делаешь? Ведь целую семью запросто угробить мог!». Вот так навык водительский спас не только меня, но и моих близких.
А вот был ещё случай. Помните страшные ыбские горы? Спускаюсь по одной из них на ЛАЗе, за спиной 40 пассажиров. Внизу стоит «каблук» с поднятым капотом. Водитель там чего-то ковыряется. Сверху такой же спускается. И вдруг девушка-пассажирка из сломанного «Москвича» выходит на встречку с поднятыми руками, пытаясь, видимо, попросить помочь с ремонтом водителя другого каблучка. А мне что делать? Надо скорость набирать, иначе в гору не взобраться. Я дважды давлю на сигнал-воздушку, чтобы она ушла с дороги. Она то ли не поняла, то ли не слышала, продолжала стоять. Я, наверное, вмиг поседел: сейчас собью. А куда деваться, в кювет с пассажирами — ещё больше жертв будет. Хорошо, на последних секундах попутчик её успел за руку дёрнуть, убрать с пути.
- Водитель автобуса, в отличие от тех, кто работает на грузовике, имеет дело и с людьми. Были ли в вашей практике какие-то интересные случаи с пассажирами?
- А как же? Помню, осень была. Студентки на картошку приехали. А я из Заозерья еду. В Пыёлдине пассажир сел. Это потом стало ясно, что он выпивший. Так вот, он окно открыл, и давай студенткам разные матерные слова выкрикивать. А я про себя думаю: ведь это он и меня перед пассажирами позорит. Остановился на следующей остановке и говорю ему: «Что-то с мотором стало, иди, говорю, помоги. Ручкой крутани!». Но он согласился. А мотор-то у ЛАЗа сзади. Открыл я его, потом обратно закрыл и говорю: «Ручку в кабине забыл». Сел за руль и дал по газам. Он бежит, по борту стучит, пассажиры смеются. Спрашивают: «А вещи его куда?». Остановился, двери открыл, багаж пассажиры на обочину спустили. Потом как-то встретил его. «Ты, говорит, почему так сделал? — Мне в город надо было». А я ему: «Надо людей уважать, и себя, и других не позорить!».
- А чем в человеческом плане отличается АТП вчера и сегодня?
- Раньше коллектив был как-то сплочённее, были какие-то общие интересы, дела, да и общественная жизнь была более бурной. Вот, к примеру, не скажу точно, какой был юбилей, может, 30 лет АТП, но профком организовал на его празднование поездку в город: на двух ЛАЗах мы ездили в ресторан гостиницы «Сыктывкар». До часу ночи, наверное, там отдыхали: отмечали, пели, танцевали.
- А увлечения у вас в свободное время какие?
- Вырос я в посёлке возле реки, так что удочку держу в руках с детства. А сегодня уже и внук к этому делу пристрастился: бывает, дедушка прихворнёт простывши, а он всё на зимнюю рыбалку тянет: пойдём, да пойдём на речку. Что делать? Идёшь.
- Ну, конечно, ваш труд не может не быть отмечен?
- Да, есть у меня и Почётные грамоты, благодарности, знаки победителя соцсоревнования, ударника коммунистического труда. Вот недавно медаль «За трудовые заслуги» II степени вручили.
- На днях вы отметили профессиональный праздник, что бы хотели пожелать своим коллегам?
- Прежде всего от всех водителей хотелось бы высказать огромное спасибо за труд Александру Владимировичу Домашкину. Именно во многом благодаря его стараниям и умению старая техника всё ещё находится на ходу. Я очень благодарен своим родителям за всё: рождение, воспитание, помощь в трудных житейских ситуациях. Своей супруге большой поклон, все трудности прошли бок о бок.
Коллегам и друзьям-водителям желаю, чтобы на трассе, в дороге всё было нормально, чтобы техника не подводила, чтобы было здоровье и счастье в их семьях. Ведь многое в нашей работе зависит от того, с каким настроением ты выезжаешь на линию. Ну а руководству АТП дальнейших успехов в обновлении автопарка, и чтобы те планы, что позволили улучшить работу предприятия, сбылись!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

193