Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

31.10.2013 15:07 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 127 от 29.10.2013 г.

Вам, из другого поколения

С 30-40-х годов прошлого века прошло уже много лет, сменились целые поколения, но боль утраты не утихает в сердцах тех, кто подвергся страшным репрессиям, был гоним, выслан, в сердцах их потомков, всех тех, кому небезразлична судьба своей Родины.

За последние два десятилетия мы многое узнали о лагерях, спецпосёлках, о страданиях людей. Издаются книги с воспоминаниями. Вышло много томов «Мартиролога» общества «Покаяние». Посмотрите их, найдите знакомые имена и фамилии. Есть тома, посвящённые немцам — №4, полякам — №5, и есть «Мартиролог» под №6, посвящённый жителям Коми.
Работа по выявлению пострадавших в годы сталинских репрессий продолжается. Только всё это требует денежных средств. Польское правительство заплатило нашим исследователям, значит, будут готовить новый том для них. Немцы заплатили – заказ выполняется. Жаль только, что правительство нашей республики пока не выделяет средства для продолжения исследований судеб коми репрессированных.
В этом году я занялась выяснением биографий своих односельчан. Так вот, два седьмых тома почти полностью состоят из фамилий жителей Коми. Их столько, что становится по-настоящему больно за наш народ.
А сколько невыясненных имён? Один пример: в начале 1930 года за один только раз из Межадора арестовали и увезли 42 человека, столько же из Вотчи, а из Пыёлдина – 60 человек. Кто эти люди, куда их увезли? Или их расстреляли, или же сгноили в тюрьмах и лагерях? Никто не знает. И узнавать не дают. Существует положение: из архива МВД данные могут выдаваться только прямым родственникам. Кто и где эти прямые родственники, если мы не знаем их предков?
Есть такое утверждение: пока не похоронен последний воин, значит, война продолжается. А если жертвы сталинских репрессий не выяснены и не похоронены по-человечески, получается – тоже идёт война, но с кем? Со своим народом?
В части второй седьмого тома «Мартиролога» читаю: все румыны и молдаване, выселенные из Черновицкой области, умерли в Устьвымлаге, кто в декабре 1941-го, кто в январе 1942 года. Звоню, спрашиваю исследователя М. Рогачёва, почему умерли эти люди, может, расстреляли? Нет. Они погибли от голода – их просто не кормили.
Из воспоминаний Константина Гурского («Жертвоприношение на Ухтарке»): «…каждую ночь на Ухтарке казнили. Днём заключённые рыли для себя могилы, а ночью их расстреливали. Исполнители слегка забрасывали трупы землёй, а дальнейшую засыпку производила новая партия приговорённых, а потом рыла могилу для себя. Вот такой конвейер. В одну из ночей эти спецуполномоченные закрыли в бараке заключённых, их было больше сотни, облили барак соляркой и подожгли. Когда он вспыхнул как факел, заключённым удалось выбить дверь барака. Но кто выбежал, тех косили насмерть из пулемёта».
Альманах «История совести» №5. По свидетельству историка Р. Медведева, после того, как Кашкетин и его комиссия выполнили свою кровавую миссию, расстреляли и самих палачей. Ухтарку ликвидировали, стёрли с лица земли, чтобы и следа не осталось. Но следы всё равно остались, остались в памяти людей».
Строятся храмы, ставят кресты, жгут свечи на месте массовых захоронений – это хорошо. Но этого мало.
Сколько лет люди жили с клеймом «кулака», страдали и их дети. Досталось и середнякам, и тем, кто не вступал в колхоз. А ещё почему-то крестьяне, которые рачительно вели своё хозяйство, которые не применяли наёмный труд, были осуждены по уголовным статьям. Удивительно, наши крестьяне – уголовники. У меня есть родственники, знакомые, прошедшие лагеря, и они нигде не значатся. Обращаешься к их потомкам, говорят, да, надо найти, выяснить, где похоронены. Есть и такие, которые разводят руками, мол, ну и что — что было, то было…
Наше поколение оказалось как бы в роли судьи. Но большинство из нас так и не поняло, какой вред приносят ложь и беззаконие. Беззаконие в государственном масштабе не только грозит каждому репрессиями, но и растлевает души, приучает ко всяким неправым делам, расшатывает сам государственный строй.
В. Сыскина. с. Межадор.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

110