Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

23.07.2013 11:25 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 85 от 23.07.2013 г.

Родом из Рая

Мы начинаем серию публикаций о деревне Рай по книге Г.С. Майбурова «Родом из Рая», которая вышла в свет в прошлом году.

Предисловие
В настоящее время в Республике Коми осталось около 800 деревень. Многие деревеньки, так же как и люди, прожив свой век, со временем умирали и исчезали с карты земли.
В 60-х годах XX века не стало на карте д. Кычаныб, которая находилась рядом с д. Рай, откуда родом наш земляк, бывший Председатель Совета Министров Коми АССР П.А. Безносов. В деревне было более 30 домов, работала бригада, которая входила в состав колхоза «Трактор», организованного в д. Рай в 30-х годах.
Сегодня на родине Павла Александровича гуляет ветер, уже нет ни домов, ни деревьев. А ведь там жили люди, рождались дети, происходили различные события, и хотелось бы, чтобы об этом не забывали.
Многие жители д. Кычаныб переехали в д. Рай, остальные живут в других населенных пунктах района. А уехали люди оттуда потому, что в свое время не построили дорогу, детсад, школу, то есть всё то, что необходимо человеку каждый день.
С 1998 года я начал собирать материалы о своей деревне, где родился, вырос.
О жизни д. Рай впервые упомянул в прессе подполковник в отставке Иванов Виталий Филиппович (Силь\ Виталей), который проживал после войны в Сыктывкаре и умер в 2008 году. Его статья была напечатана в журнале «Знай наших» в 2008 году. Мне же за последние десять лет, начиная с 2000 года, удалось сфотографировать практически все сохранившиеся дома в д. Рай, поговорить со всеми жителями деревни. Они своими рассказами помогли дополнить и восстановить картины прошлого, составить еще не оконченный «портрет» деревни, её достопримечательностей за последние 100 лет в этом прекрасном уголке Земли.
Мне хочется выразить искреннюю благодарность ветеранам д. Рай Рочеву Василию Петровичу, Рочевой Зинаиде Васильевне, Семенчину Алексею Ивановичу, Бажуковой Анне Николаевне, Домашкиной Светлане Дмитриевне, Беляеву Афанасию Егоровичу, Беляевой Елизавете Александровне, Дикоеву Ивану Степановичу и другим старожилам. Особенно хочу поблагодарить Рочеву (Сажину) Зинаиду Васильевну, 1937 года рождения, которая во всех подробностях помнила очень многое о деревенских. Такого основательного, душевного и притягательного собеседника редко встретишь. Зинаида Васильевна приехала в д. Рай в 1958 году, вышла замуж за Рочева Вениамина Степановича. Они вырастили и воспитали пятерых детей. Все они теперь взрослые, работают, имеют свои семьи. В 2007 году З.В. Рочевой не стало.
Коми писатель Г. Юшков отмечал: «Жизнь самого народа коми трагична сегодня. Совхозы и колхозы развалились, леса и воды разорены, человеку некуда податься. Отсюда и их пьянство, воровство, низость, агрессивность. Да какой бы он ни был — это мой народ. И не его вина, что он стал таким. Его довели до этого» (газета «Красное Знамя» от 31.01.2001 г.).
Образование д. Рай и других населенных пунктов в Визингской волости, несомненно, было поворотным событием в то далекое время, когда на просторах России, с рос- том экономики, стали образовываться новые поселения, куда расселились наши предки.
Первые охотники и рыболовы, прибыв в эти места, не прогадали. Реки были богаты рыбой, леса — дичью и пушниной, земли плодородны. Так происходило и здесь, на Сысоле, в д. Рай, куда пришли в 1707 году первые жители, возможно, из Вотчи, Межадора, Сорда, Визинги и из других ближайших населенных пунктов.

О чём шумела река
Вдоль больших пригорков, холмов и оврагов, со всех сторон д. Рай устремляются и текут речушки: с юга — Пола шор, с запада — Вудж шор, с севера — Кычаныб шор, которые несут свои воды в р. Большую Визингу. Особенно они бурлят весной, а летом почти высыхают. Сколько прошло здесь больших и незначительных событий? Сколько поколений выросло на берегах Большой Визинги? А она, как и прежде, течет плавно, катит свои воды сквозь года, принося людям радость и вдохновение.
С незапамятных времен, вдоль р. Б. Визинги, на высоких пригорках и в низинах, возникали деревни и села: Визинга, Сорд, Кычаныб, Рай, Елин, Митюшев, Кырув, Проловчи, Катыдпом и другие.
В XX веке на берегах реки были построены Верхне-Визингская (Горьковская) ГЭС и ГЭС промкомбината, которые служили людям. Крестьяне занимались хлебопашеством, промышляли зверя, птиц и рыбу. Их было здесь много. А какая красота кругом раскрывается с высоты пригорка на реку! И невольно становишься свидетелем тех далеких событий, когда по водным дорогам поднимались наши предки в глушь тайги, поближе к её нетронутым сокровищам, где можно было прокормиться и спрятаться от непосильных податей. Наверно, это и привело сюда 300 лет назад людей, основателей д. Рай, жителей Визингской волости.
Как рассказывает коренной житель д. Рай Егор Алексеевич Раевский (1931 года рождения): «Мой дед Раевский Василий был коми мужик, и я помню рассказы деда о том, что он первым построил в деревне свой дом и отсюда и пошла фамилия Раевские в д. Рай».

А что было раньше
По словам писателя Ф.А. Арсеньева, вначале земли Архангельской, Вологодской, Вятской и Пермской губерний населял народ, который называли чудь. Затем их вытеснили зыряне. Существует версия о том, что зыряне называли себя «коми», «кыми», «коми морт», «коми войтыр», сходное название с Камой — прикамские жители (Ульяновский монастырь. Коми кн. изд-во, 1995).
Село Вотча, например, было одним из первых населенных пунктов на Сысоле, в котором обосновались коми после переселения с Камы. По одной версии, раньше в этих местах проживали древние чудские племена, что подтверждают археологические раскопки, проведенные ученым К. Королевым в Корткеросском районе. Он обнаружил множество памятников, свидетельствующих о том, что предки коми «чудь» (так называли загадочных, полудиких людей, язычников (уна енлы кевмысьяс) жили на территории Коми в достефановскую эпоху. По другим источникам, в этих местах жили местные коми, которых называли ванвизинцами, и они были родственниками между собой.
По утверждению ученого Л. Лашука, чудь — это те же коми, но они не признавали и не покорялись в древние времена Стефану Пермскому, разрушавшему их языческие культовые сооружения. Эти люди шли на крайние меры — на самоубийство, чаще на самозахоронение целыми группами. Места захоронений археологи теперь называют чудскими ямами.
Спустя многие годы, вследствие оседания почвы, естественных размывов, массовой распашки полей, лугов, берегов рек и озер, население этих мест наталкивалось на эти захоронения. Такие места-захоронения находятся в Чукаибе, Копсе, и предполагается, что они находятся также около д. Рай. Многие жители деревни, в частности трактористы Раевский Егор Алексеевич, Беляев Афанасий Егорович, Рочев Александр Васильевич около известковой горки у д. Рай в 200 метрах от деревни (это место деревенские называют «шойна чой» (гора мертвых), при вспашке земли находили человеческие кости, игрушки, детские волосы. Деревенские дети боялись подходить к этому месту в одиночку.
Как утверждают ветераны д. Рай А.И. Семенчин, В.П. Рочев: «Однажды ученые из Сыктывкара приезжали, даже ночевали в доме В.П. Рочева, смотрели эту «гору мертвых»...»; «Ученые хотели еще раз приехать сюда, но больше не приезжали».
О том, что коми давно живут на своей земле, отмечал в одной из своих статей поэт Иван Куратов. Он писал: «На данной территории зыряне живут не менее 1500 лет».
В XIV веке Московское княжество с целью закрепления северных территорий за Москвой стало осуществлять христианизацию Коми. В этот период началось формирование вычегжан, вымичей, сысоличей в единую коми народность, где могучим ускорителем этого процесса выступил выдающийся миссионер, выходец из Великого Устюга Стефан Пермский: «Законопослушник, просветитель, учитель, правитель, главное, он был тогда для пермян как ходатай и к Богу, и к князю Великому (Московскому государству)» (Латкин Г.С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1889).
О том, что зыряне почитали Стефана Пермского, свидетельствуют сегодня храмы во имя святого Стефана, которые были построены в годы его архиерейского служения в Усть-Выми, Вотче, Яренске. На всей земле коми, даже в самых отдаленных районах, строились деревянные стефановские часовни, некоторые из них стоят по сию пору.
Известно, что в середине века село Вотча являлось центром Сысольских земель. Епископ Стефан Пермский именно отсюда начал христианизацию, основав в селе монастырь в 1384 году. Как заметил коми писатель Г. Юшков, «влияние на Сысольскую землю только этим фактом огромно».
Деревня Рай расположена на высоком пригорке, откуда в хорошую погоду можно было видеть белую церковь Вотчи. Многие наши деревенские бывали в этом селе (расстояние более 30 км). Одна из жительниц д. Рай Беляева Агния Алексеевна (дочь Захара /ль\ка) вспоминает: «Мы всегда из окна смотрели на эту церковь». Позже многие выходцы из с. Вотчи сватались за наших деревенских. Так, мой двоюродный брат из д. Рай Бугаев Виталий Степанович женился на Молчановой Софье Александровне из Вотчи, Мальцев Николай Михайлович (Салдат Коля) из Вотчи женился на девушке из д. Рай Бугаевой Марии Алексеевне и т. д.
С тех пор более шести веков мы живем бок о бок с русским народом, обживая север, перенимая друг у друга сказки и песни, трудовые навыки и обычаи, создавая семьи.
Русский северный крестьянин, как и коми, не знал крепостничества, не убегал от помещичьего гнета, не разбойничал и, если в поисках лучшей доли селился рядом с коми, — проявлял себя великим тружеником. Ни в сказках, ни в пословицах, ни в поговорках мы не найдем не то что враждебности, но и национальной неприязни к русским. Выражение «инородец» по отношению к коми не применялось.
Коми издавна служили в русской армии, учились в земских школах и гимназиях города Усть-Сысольска, им был открыт доступ в университет. «Грамотность среди коми составляла около 27% и уступала грамотности населения только двух столичных губерний» (Г. Юшков, газета «Ленинское Знамя» Княжпогостского района от 28.04.1988 г.).
Продолжение следует.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

295