Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

11.03.2014 08:37 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26-27 от 06.03.2014 г.

Добиваясь всего своим трудом

Автор: Елена Куратова
С Василием Васильевичем и Раисой Николаевной Носковыми удалось познакомиться лет десять назад. Тогда они еще были полны сил, радушно встретили меня у себя в доме в д. Елин, напоили чаем, накормили пшенной кашей. Сейчас, спустя годы, у супругов все больше проблем со здоровьем, но они по-прежнему не остаются равнодушными к окружающей их жизни, интересуются мировыми и российскими новостями, беспокоятся о своей деревеньке Елин, где прошло их детство и молодость, где более сорока лет глава семьи проработал в сельском хозяйстве.


В свое время о В.В. Носкове много писали в районной и республиканской прессе. Визингское отделение совхоза «Сысольский» под его руководством добивалось высоких показателей.
Родившийся в 1929 году в крестьянской семье, он с малых лет был привычен к тяжелому деревенскому труду. Несмотря на тягу к знаниям, учиться Василию много не довелось, в семье был вторым ребенком, он смог получить лишь шестилетнее образование. Времена были не из легких, поэтому рано пришлось идти зарабатывать свой кусок хлеба. Большого выбора не было, все работали в колхозе, поэтому и он вместе со всеми пахал, сеял, работал от зари до зари. Спустя годы вспоминал о послевоенных годах: «Работали с раннего утра до позднего вечера. В три утра вставали мужики, шли пахать. Никаких перекуров не было. В борозде, бывало, покормят лошадь и дальше пахать. Выращивали рожь, лен, картофель, всю полученную продукцию возили в Пустошь. Везде был план, который, несмотря ни на что, старались выполнять. До 1950-х годов очень уж тяжело приходилось».
После войны трудился Василий Васильевич в артели «Кустпром» — шил сапоги, валял валенки. Затем крепкого деревенского парнишку призвали в армию, три с половиной года служил в строительном батальоне. Вернувшись домой, устроился в банк инкассатором, но ненадолго, по комсомольской путевке в 1956 году направили Василия в совхоз, назначили бригадиром комплексной бригады. Уже тогда руководители заметили в юноше жилку добросовестного, трудолюбивого хозяйственника, хозяина земли.
Супруга Раиса Николаевна рассказывает, что Василий Васильевич старался всегда всю работу делать вместе со всеми. И стога вместе со всеми ставил, и по полям ходил, и потихоньку в работу механизаторов и доярок новые технологии вводил, всегда был в курсе всех дел. За добросовестность и ответственность и ценили работники своего бригадира.
С детских лет он работал наравне со взрослыми, поэтому у Василия Васильевича рано начались проблемы со здоровьем. После операции на ноги дали ему третью группу инвалидности, но не мог он сидеть дома без дела, снова стал работать бригадиром. А ответственность была немалая. В то время средний удой от коровы был 3135 кг, сенокосные угодья были не только на лугах, но и на лесных участках, только в Парчью – 150 га, Войлап\ле – 70. «В 1961 году площади под картофелем были увеличены на 329 га, валовой сбор увеличился в 2,2 раза. Это позволило совхозу выполнить почти три годовых плана продажи картофеля государству», — писала в то время газета «Красное знамя».
За самоотверженный труд в сельском хозяйстве Василий Васильевич имеет многочисленные награды. В связи с 40-й годовщиной образования республики награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Коми АССР, имеет почетные звания «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР» и «Заслуженный работник совхоза «Сысольский».
Василий Васильевич – ровесник Сысольского района, в этом году ему исполнится 85 лет.
***
Непростой была жизнь и у супруги Раисы Николаевны. В их семье росло три дочери, дети рано остались без родителей. Старшей, Анне, было 14 лет, Насте – 10, а Рае – всего четыре, когда отец погиб на лесозаготовках, а мать, повредив руку, умерла от заражения крови. Ее отвезли в Сыктывкар в больницу, хотели отрезать руку до плеча, но она не разрешила. Так девочки стали круглыми сиротами.
В 1937 году четырехлетнюю Раю отправили в приют, который располагался тогда в Визинге. Старшие сестры остались дома одни. По словам Раисы Николаевны, им начисляли до совершеннолетия небольшую пенсию, на нее жили. И хотя в Горьковском у матери были две сестры, девочек они к себе не взяли.
Раю из приюта направили в детский дом в Вотчу. В воспоминаниях остались моменты, когда она с другими детьми играла на склоне возле большой белокаменной церкви. Из Вотчи попала она в Межадорский детский дом. Недавно Раиса Николаевна нашла в домашнем архиве публикацию из нашей газеты о Межадорском детском доме, прочитала, и стало ей обидно за себя, за свое сиротское детство: «Вроде хорошо живем, и не думала, не вспоминала о тех временах. А заметку прочитала и так жалко себя стало».
В первый класс пошла она уже в Пыелдинском детском доме. То время Раиса Николаевна хорошо помнит.
Два класса проучилась она в Пыёлдине. А в 1943 году старшие сестры забрали Раю домой в д. Елин, они решили, что когда фашисты придут, им вместе легче будет умирать. Это сейчас Раиса Николаевна сокрушается, что не думали тогда сестры о том, что в тяжелое военное время не нужно было забирать младшую с полного государственного обеспечения.
Непросто пришлось трем сестрам, денег не было, за работу в колхозе выдавали совсем немного зерна. Нужно было им учиться, образование получать, а они в колхозе работали с утра до вечера. Старшая так всю жизнь в совхозе и проработала, а средняя много лет трудилась в эпидстанции.
Очень часто они Раю одну дома оставляли. Анну на сплав или сортовую отправляли, бывало даже в Кажим. Настя очень часто на субботники ходила. Обе в командировки ездили, бывало и на целый месяц, в какой-то год Анна всю зиму проработала вдали от дома. Никто их тогда и не спрашивал, нужно ли дома за кем-то присматривать.
Рая не любила оставаться одна в пустом доме. Электричества раньше не было, радио тоже, темно, только лучина спасала. Подружки ее из школы прибегут, их дома всегда кто-то встречает: мать или бабушка, сестра. А ее никто не ждал. Одна спать боялась, поэтому иногда звала подруг. Чаще других ночевать оставалась соседская девочка, она была из многодетной семьи, в которой не сильно жировали, поэтому, чтобы она спать пришла, нужно было ее обязательно покормить, а себе останется или нет — уже неважно.
Вначале в домашнем хозяйстве сестры не держали живность, а потом, когда немного встали на ноги, завели корову. Держать ее в то время тоже непросто было, негде было для кормилицы сено заготовить, под каждым кустом тогда сельчане косили. Помнит Раиса Николаевна, как ходила она с сестрами за десять километров от дома на сенокос.
В 1949 году закончила девочка седьмой класс. А в восьмом, по ее словам, начали деньги за учебу просить. Старшая сестра сказала: «Иди, на платье хоть себе заработай. А потом, если захочешь, опять можешь учиться». А как учиться, если денег нет?
Подруга была у Раи — Лена Канова, она устроилась ученицей в заготконтору и подсказала ей, что в райсоюзе тоже нужна ученица, посоветовала попроситься на работу.
Председатель райсоюза Глафира Михайловна тогда уехала в город, девушке сказали зайти в понедельник. Раиса Николаевна рассказывает, что словами не передать, как она ждала назначенного дня, как переживала. Но девушку взяли ученицей. Потом отправили в Чухлом кассиром в сельпо. Так Рая вышла на свой хлеб.
В Чухломе работала бухгалтером Вера из Пыёлдина, она посоветовала ей пойти учиться в кооперативную школу на бухгалтера, отметив, что, если выучится — работа у нее всегда будет. Прислушалась Рая к совету старшей коллеги, через два года поехала учиться в г. Сыктывкар. Учащимся выдавали небольшую стипендию, которая позволяла прокормиться. После окончания учебы приехала Рая в Визингу, устроилась в общепит сельпо бухгалтером. На небольшой период переходила в военкомат. Тогда в сельпо председателем был Старцев Иван Алексеевич, он позвал девушку обратно, взяли заместителем главного бухгалтера. Потом была реорганизация предприятия, переименовали райсоюз в райпо. Раису Николаевну поставили расчетным бухгалтером по заработной плате.
Шло время. В 1958 году Раиса Николаевна вышла замуж за своего односельчанина Василия Васильевича Носкова. И хотя были они из одной деревни, друг друга почти не знали. Сестрам Раиса сказала, что хоть на год замуж сходит. По ее словам, невеста она была незавидная, очень уж худая. Голодное детство, скитание по детским домам не дали ей хорошо сформироваться. Старшая сестра ей рассказывала, что детьми они работали в колхозе, ежедневно кто-то из женщин готовил обед у себя дома, и вся бригада к ней ходила. Мама говорила старшим сёстрам: «Кушать пойдете, Раечку тоже возьмите с собой». А Анна с Настей убегали от нее, стыдились младшей сестры, ноги у Раи были тощие, живот большой, видимо, рахитом болела.
Анна замуж не вышла, одна прожила всю жизнь, умерла на руках у Раи. Младшая сестра ей с грустью говорила: «Вот убегала от меня в детстве, а мне сейчас приходится за тобой ухаживать…».
Настя, по словам Раисы Николаевны, сошлась с одним парнем, правда, он любил выпить. Парней после войны мало было, всем пара нужна была. Двоих детей супруги нажили.
А вот Раисе Николаевне с Василием Васильевичем Бог детей не дал, хотя очень хотели. Вспоминает она, как еще работая в райсоюзе ревизором, ездила часто в командировки. В Куратове месяцами жила, в магазинах ревизии проводила, бухгалтерские документы проверяла. Недалеко от магазина жила с семьей Сан\ Надя, трое мальчишек у них тогда было, потом еще дочка родилась. Раиса и в детсад мальчиков водила, и на речку с ними бегала, одной семьей с ними жила. Чувствовала себя очень счастливой.
Сейчас, по словам Р.Н. Носковой, у нее много свободного времени, поэтому и часто всплывают в памяти картинки из прошлого, вся прожитая жизнь. Она говорит, что всегда, с самого детства ей приходилось плыть против течения, всего добиваться своими силами, без чьей-то помощи.
***
Всю жизнь супруги Носковы прожили в своей родной деревеньке Елин, совсем недавно из-за проблем со здоровьем они перебрались в благоустроенную квартиру по улице Первомайской, ближе к центру. Раиса Николаевна говорит, что до сих пор не может привыкнуть к жизни в четырех стенах, тянет её обратно в свой деревенский дом. Василий Васильевич недавно потерял зрение, большее время лежит, встает лишь ненадолго. Супруга целыми днями ухаживает за больным мужем. Помогают им и добрые люди, много лет оказывает им помощь Т.К. Третьякова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51