Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

12.05.2014 14:31 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 22.04.2014 г.

Торпыриг (Осколки)

Автор: Алексей Голосов
Небезызвестный профессор Преображенский рекомендовал не читать советские газеты перед обедом, чтобы не причинить вреда пищеварению. Булгаковский герой, конечно, погорячился. Советские газеты читать полезно в любое время. Они позволяют проводить параллели между прошлым и нынешним. Иногда нет нужды в комментариях – настолько красноречивы старые газетные заметки.



Пострадавших нет
Визинга. 30 декабря (по телефону). Магазин отделения Комиобторга получил партию сукна. Покупателей оказалось очень много. Выбиты оконные рамы. Пострадавших нет.
Газета «Югыд туй», 1928 год, 1 января (информация заголовка не имела).

Новости из Визинги
Визингская команда футболистов 7 мая начала свое полезное дело – игру в футбол. Кроме футбола, намечается ряд других форм физкультуры.
***
В Визинге силами профсоюзниц и домашних хозяек организована артель по установке общественного парника. Приступили уже к работе.
***
С 13 мая начала функционировать в Визинге консультация для женщин и детей.
Газета «Югыд туй», 1928 год, 24 мая.

Пропавший труд
В с. Визинге силами профсоюзниц и домохозяев в эту весну на общественном огороде посажены капуста и другие овощи. Посадить посадили, но о ремонте изгородей они совсем забыли. В результате капусту дня через два-три сняли овечки.
Газета «Югыд туй», 1928 год, 3 июля.

Строили одно, а вышло другое
Визингское отделение союза совторгслужащих весной с.г. решило завести у себя на реке общественную купальню. Однако прошло лето, уже осень наступила, а купальня все еще на песке около визингского моста. Толстая веревка связывает купальню и удерживает, чтобы не снесло водой. Зато купальня использована была на все сто процентов в другом направлении, т.е. вместо общественной купальни получилась общественная уборная.
Газета «Югыд туй», 1928 год, 6 сентября.

В Визинге бросают почту в навоз
Пионеры Визингской образцовой школы Юля Митюшева, Валя Пяткова и др. у помещения Визингского почтово-телеграфного отделения нашли целую охапку писем и пакетов.
Находку ребята доставили в местное отделение НКВД.
Интересно, была ли на плечах голова письмоносца, да вообще есть ли она?
Газета «За новый север», 1936 год, 22 августа.

Выиграл 1000 рублей
По билету IX всесоюзной лотереи Осоавиахима выпал выигрыш на 1000 рублей бухгалтеру Визингского комбината (Сысольский р-н) т. Майбурову Егору Ивановичу.
Майбуров выразил желание получить в счет выигрыша – велосипед и карманные часы, о чем послал ходатайство в Центральный Совет Осоавиахима. Одновременно с этим т. Майбуров дал обещание приобрести на 100 рублей билетов X-й лотереи ОАХ и реализовать билеты этой лотереи среди трудящихся на 1000 рублей.
Изъюров.
Газета «За новый север», 1935 год, 30 декабря.
К этой заметке добавлю пару слов. Егор Иванович Майбуров – мой дед, отец покойной мамы. Карманные часы у него и так были, без лотереи. Насчет велосипеда не слышал.
Незадолго до войны дед перешел на бухгалтерскую работу в Визингское сельпо. Погиб 25 октября 1941 года.

Визингский совбазар
В Коми областной газете «За новый север» 4 июня 1932 года появилась заметка «Первый советский базар в Визинге». Она достойна полного цитирования (разделение на абзацы, орфография сохранены).
«День первого советского базара в Визингском сельсовете прошел с большим подъемом и оживлением.
На рынок вышли с красными флагами колхозы «Возрождение», «Луч», «Красный май» и «Правда Севера».
Для продажи колхозы привезли мясо, масло, молоко, картофель, капусту, горох, печеный хлеб и яйца. Кроме колхозов участвовали на базаре Маслозавод и Сельпо, первый пустил в продажу пропущенное через сепаратор молоко и творог, а второй промтовары.
Необходимо первый опыт совбазара углубить, привлечь для участия в торговле все остальные 11 колхозов, также колхозников и бедняков и середняков со своей продукцией, приготовить специальные ларьки и места для торговли».
Вот уж поистине: новое – это основательно подзабытое старое.
Как-то приехал в родной райцентр и спросил знакомого, где можно купить свежей свиной шейки для шашлыка. В ответ услышал: только на рынке и только в четверг. В другие дни визингский базар не работает. Между тем жителей в Визинге столько же, сколько во всем Койгородском районе…
О Маслозаводе и говорить не хочется. Не стало молока – не стало завода. Чего окружающую среду загрязнять…».

Привет из 1936-го
Открыл номер газеты «За новый север» от 1 января 1936 года. На первой полосе, в самом низу, в «подвале», размещена галерея фотографий отличников учебы Визингской средней школы. В том числе снимок Алексея Холопова.
Еле признал в этом подростке с длинной шеей своего учителя. Слишком юн. Не очень похож на себя пятидесятилетнего, который обучал меня истории в той же средней школе.
Он родился 27 февраля 1920 года. По словам его сына Александра Алексеевича, Визингскую среднюю школу окончил в 1939 году на одни «пятерки». Аттестат позволял поступить в любой вуз Союза. Он выбрал горный институт. Но в сентябре того года Германия напала на Польшу, и он… стал учиться на строевого командира в Новосибирском военном училище.
Потом война, ускоренный выпуск, фронт. Новоиспеченному лейтенанту Холопову выпало воевать три месяца в начале 1942 года где-то между Москвой и Ленинградом. После тяжелого ранения долго лечился в эвакогоспитале. Военно-врачебная комиссия признала его непригодным к дальнейшей военной службе. Воевал он, кстати, храбро. Домой вернулся с орденом Красной звезды.
О последних годах жизни своего учителя я не знаю ничего. Его сын сказал, что отец скончался 26 марта 1999 года.
Снимки тех юношей, из газеты, на редкость удачные, несмотря на обычно низкое качество высокой печати того времени. На них красивые, одухотворенные лица. Кроме Алексея Холопова, на снимках Алексей Ершов, Михаил Цыпанов (в тексте подписи – Ципанов), Федор Морозов, Михаил Носков и Константин Семенчин. Никто не предполагал, что через пять с половиной лет начнется Великая Отечественная война. Вернулись ли они с фронта, мне неведомо.

Бочонок вина
В газете «Сыктывса ударник» 13 февраля 1948 года была опубликована заметка «Председатель колхоза «Луч» препятствует выполнению плана лесозаготовок». Описанная в ней ситуация у меня вызвала улыбку.
Вот почти буквальный перевод газетного материала с коми на русский.
Председатель правления колхоза товарищ Голосов отправился в Заозерье не затем, чтобы мобилизовать колхозников на ускорение заготовки леса в дни стахановского месячника, а взял с собой бочонок (по-коми – лагун) вина и заставил их пьянствовать два-три дня без выхода на работу. Лесозаготовители-сезонники из колхоза «Луч» в течение всего сезона работают исключительно плохо. Председатель сельсовета Третьяков не вручил им мобилизационную повестку.
Заключительное предложение заметки, подписанной неким Кузивановым, таково: «Прокурор, конечно, этим заинтересуется».
Сделал ли какой-либо вывод по следам газетной публикации товарищ прокурор, мне неведомо. А вот поведение товарища Голосова – Николая Михайловича, который был более известен коренным жителям родной деревни как Ёгор Коля, — вполне понятно.
Мужиков, израненных на войне, понаделавших детей после долгого воздержания, на месяц оторвали от дома, где остались семьи, кое-какая живность в личном подворье. Да и в колхозе дел невпроворот – надо вывозить сено с дальних лугов, навоз на поля, заготавливать жерди и деловую древесину. Конечно, добровольно-принудительную работу в «чужом» лесопункте тоже нужно делать. Но вдали от дома да при скудном продпайке нелегко заставить себя ежедневно проявлять трудовую прыть. Вот и приехал предколхоза с «мобилизатором». Что такое «лагун» вина для нескольких мужиков? Вусмерть не напьешься, лишь взбодришься слегка…
Николаю Михайловичу Голосову (1914-1998) в описанное время было 33 года. Его призвали на действительную военную службу в марте 1940 года. Воевал с первых дней Великой Отечественной войны, сержант. В августе 1942 года был демобилизован после тяжелого ранения. Кисть его руки (если не ошибаюсь, левой) была покорежена осколком. Домой он вернулся в гипсе, который держал раненую руку Николая Михайловича параллельно плечу. За это деревенский острослов немедленно прозвал его «еропланом».
Николай Михайлович председательствовал в «Луче» до осени 1950 года. До того дня, когда «Луч» и бывший колхоз «Переход» были соединены в первую бригаду укрупненного колхоза имени Маленкова (впоследствии – первая бригада колхоза «Гигант» и Визингского отделения совхоза «Сысольский»). После этого он довольно долго бригадирствовал.
Он был коренаст, физически крепок. Подростком наблюдал, как Николай Михайлович умело ставил стога. Он и его жена Анна Степановна ушли из жизни друг за другом в конце двадцатого столетия. Односельчане мне говорили, что уже нет в живых и сыновей супругов – Анатолия и Ивана. А дом их, построенный после войны, по-прежнему стоит в центре деревни Луч, на северной стороне. Кому он сейчас принадлежит, не ведаю.
У Николая Михайловича Голосова было два брата. Оба тоже воевали.
Старший, Иван Михайлович (1912-1980), упомянут в книге «Твои люди, Сысола», изданной с благословения администрации района в начале двухтысячных. Он окончил в Визинге школу второй ступени, выучился на ветеринарного врача, стал доктором наук. Последние годы своей жизни провел в Ленинграде. На войне дослужился до подполковника.
Младший брат Дмитрий Михайлович (1925-1990) ушел на фронт в августе 1942 года. Награжден орденом Славы третьей степени. Демобилизован в 1946 году в звании старшего сержанта. Дмитрий Михайлович и его жена Ираида Егоровна вырастили сына Владимира (его уже нет в живых) и четверых дочерей. Все дочери живут далеко от родного села. Последними уехали Татьяна и Марина, переселившись с мужьями в Псковскую и Калининградскую области.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

156