Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

25.06.2014 10:38 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 69 от 21.06.2014 г.

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...

Автор: Елена Куратова

Вера Михайловна Носкова

И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят...», поется в небезызвестной песне из кинофильма «Офицеры». 
Вот и Вера Михайловна Носкова более 70 лет бережно хранит фотографию своего брата Петра, который пропал без вести в далеком 1942 году. Эту единственную фотографию она попросила у соседей, в 1938 году брат подарил ее своему другу на память.

Петр Михайлович Ляшев родился в многодетной семье в д. Погост с. Визинга в 1919 году, родительский дом стоял в центре села, почти возле самой церкви. После Петра на свет друг за другом появились еще девять братьев и сестер, но лишь пятерым из них — Лидии, Алексею, Вере, Альбине и Агнии — судьба предоставила возможность повзрослеть.
Жили, по воспоминаниям Веры Михайловны, бедно. Ютились в одной части дома, где кроме кухоньки была лишь одна комната. В зимней части дома жили квартиранты, к местным жителям их часто подселяли. Помнит Вера Михайловна девочку Ханну, ее отец был часовым мастером. Затем жила с ними по соседству пожилая супружеская пара поляков, с ними их дочь с мужем. Денег у Ляшевых не было, а квартиранты за жилье немного платили. На вырученные деньги покупали сахар. Самовар ставили только после бани, пили чай из блюдца с кусковым сахаром.
Отец во время гражданской войны воевал с интервентами. После второго года службы приезжал в отпуск к родителям, женился – так как пожилым родителям нужен был помощник. Через три года вернулся со службы, а сын Петя уже бегает. Потом поднимали с молодой женой свое хозяйство. В 30-х годах началась коллективизация, образовались колхозы, то, что нажили непосильным трудом, супруги сдали в общее хозяйство. А в колхозе мужчин в первую очередь отправляли на заготовку леса, сплав. Только в середине лета отец приезжал домой на сенокос.
Мать всю жизнь проработала в колхозе, была неграмотной. Вера Михайловна рассказывает, что старшую сестру Лиду после 10 класса отправляли в Куратово для борьбы с неграмотностью, по вечерам она учила взрослых писать и читать, днем работала пионервожатой в школе. Мама тоже научилась подписываться, уже в последние годы жизни читала в газетах то, что крупным шрифтом написано. Умерла она, когда ей было 73 года, часто жаловалась на желудок, а медицина тогда еще не сильно была развита, да и недоедание сказалось. В большой семье мать всегда старалась в первую очередь накормить детей, говорила: «Я потом-потом». А после — что ей уже оставалось.
Очень переживала мать о первенце, куда только ни обращалась, чтобы узнать что-нибудь о старшем сыне, даже к гадалкам ходила. Все говорили, что Петя жив, но весточек от него не было.

Петя
Петя до ухода в армию работал киномехаником на передвижной киноустановке, ездил по деревням Сысольского и Койгородского районов. Вера Михайловна вспоминает, что брат как-то привез младшей сестренке из Ужги двое теплых трусов до колен. В магазинах тогда полки пустые были, что-то приобрести было сложно. Она подумала, что брат продавщицу бесплатно пустил на киносеанс. По ее словам, когда газ и нефть стали из республики вывозить, только тогда товары в магазинах появились, людям легче стало.
Вере Михайловне, когда был призван в ряды Красной армии ее старший брат Петр, исполнилось 11 лет. В октябре 1939 года его отправили в г. Комсомольск-на-Амуре в Хабаровский край. Город только начинал строиться, и молодая рабочая сила была нужна как никогда. Петя отправлял родным свою фотографию, на снимке он выглядел сильно исхудавшим. Писал в письме брату Алексею, чтобы тот учился хорошо, старался, поскольку он сам закончил лишь четыре класса и знаний очень не хватает.
Родные ему писали часто, но письма не всегда доходили до адресата, возвращались обратно. В 1942 году в апреле скончался от туберкулеза отец. А Петр узнал об этом только осенью, до этого в каждом письме обращался к папаше. В последнем письме он написал, что у него есть 200 рублей, их он вышлет своим родным, и что их отправляют на фронт.
В скором времени пришло Ляшевым извещение, что Петр пропал без вести. Во втором томе «Книги памяти Республики Коми», который хранит Вера Михайловна в память о брате, написано, что Ляшев Петр Михайлович, призванный 20.10.1939 года, рядовой, пропал без вести в ноябре 1942 года. На сайте министерства обороны (ОБД «Мемориал») представлен именной список военнослужащих рядового и сержантского состава Вооруженных сил состава Союза ССР, с которыми родственники в период Великой Отечественной войны потеряли связь. Список составлен в 1947 году, в нём содержатся сведения о том, что П.М. Ляшев служил в военной части №5550, связь с ним была утеряна в сентябре 1942 года, необходимо считать его пропавшим без вести, в качестве родственников указана мать – Ольга Афанасьевна Ляшева.
«Так он у нас и пропал», — вздыхает Вера Михайловна. Старшая сестра Лидия впоследствии писала в разные инстанции, интересовалась судьбой пропавшего брата, но положительного ответа так и не получила. Родные решили, что Петр сложил голову в боях за Сталинград.

Алексей
По словам младшей сестры, как Алексею осенью 1942 года только восемнадцать лет исполнилось, его сразу забрали на фронт. Он шесть раз был ранен, полгода лежал в госпитале в г. Гусь-Хрустальный. Когда вернулся домой, страшно было на него смотреть, одни кожа да кости остались, к тому же левая рука была разбита. Но, как отмечает сестра, он всегда работал, дежурил в сберкассе, трудился в совхозе, складывал односельчанам печки, помогал забивать скот, все умел.
Самое интересное, что на сайте ОБД «Мемориал» представлены любопытные документы на Алексея Михайловича. В 1943 году родным от командования 15 СП 49 СД было отправлено извещение, в котором говорится, что «Ваш сын, красноармеец 15 СП, Ляшев Алексей Михайлович, уроженец Коми АССР, Сысольского района, Визингского сельсовета, д. Большой Погост, находясь на фронте, пропал без вести 7 марта 1943 года в Жиздринском районе Смоленской области. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии». Кроме того, его данные указаны в именном списке безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 15 СП 49 СД от 5 апреля 1943 года.
Интересно то, что на бланке извещения родным наискосок крупными буквами карандашом написано «Жив. Здоров». Возможно, Алексей Михайлович получив в бою ранение, был в спешке отправлен в госпиталь и сведения о нем были получены позднее.
Он вернулся домой, женился, с супругой вырастили двух дочерей, которые до последних его дней заботились о нем.

Лидия
Старшая сестра Веры Михайловны Лидия тоже была на фронте, служила в составе зенитного батальона на одном из островов Мурманской области. Дежурство на вышке длилось около двух часов, девушки по звуку определяли, какой самолет пролетает — советский или немецкий. Очень сильно мерзли, к тому же питание было плохим, рассказывала Лидия впоследствии своей младшей сестре.

Альбина и Агния
Младшая сестра Агния моложе Веры Михайловны на 11 лет, почти всю жизнь она проработала телефонисткой в леспромхозе. Сейчас с сыном проживает в д. Рочево.
Сестра Альбина много лет жила в Пыелдино, ушла из жизни в 70-летнем возрасте.

Вера
Вера Михайловна родилась в 1928 году, в 1943 окончила седьмой класс, только полгода отучилась в восьмом. Школу пришлось бросить, так как нужно было платить за учебу 75 рублей, а денег у мамы колхозницы не было. Вера пошла ученицей на почту. Разносчик телеграмм был уже пожилым, заболел, и молодую работницу поставили на его место. Полтора года отработала на этой должности, затем была переведена в телефонистки.
В то время действовала ручная телефонная станция на 100 номеров. С Пыелдина до Кобры и Кажима все на одной линии было, слышимость ужасная. Вера Михайловна рассказывает, что десять лет проработала телефонисткой: «Все только в трубку «Визинга!» кричат. Телеграммы просят принять, переговоры заказывают, райком, райисполком требуют связать с сельсоветами. В будке до одурения по восемь часов приходилось сидеть, даже есть не хотелось, так уставала, голова постоянно болела».
Не раз приходилось вести работы по подвеске телефонного провода, тянуть линию в отдаленные села. Вера была незамужняя на тот момент, вот ее на различных работах и задействовали.
От райисполкома направляли в послевоенное время на сплав и в лес. А обуви нормальной не было. В сапожках целый день ноги сырые. За ночь обувь не высохнет, а наутро снова нужно идти на работу. Бревна таскали, катали к реке, часто ночевали прямо у костра.
В 1956 году отправили Веру Михайловну в Горьковское работать в почтовое отделение. Никаких курсов она не проходила, навыков работы не было, пришлось читать телеграфное и почтовое правила, так и научилась потихоньку всем премудростям.
В Горьковском познакомилась с будущим мужем. Виталий Васильевич к тому времени вернулся из армии, работал в совхозе трактористом, был звеньевым. Молодые в д. Кырув построили свой дом, а спустя пять лет переехали в Визингу.
41 год Вера Михайловна проработала в связи. С супругом подняли на ноги трех дочерей, две старшие получили высшее образование: Альбина Витальевна много лет преподавала математику в Визингской школе, Нина Витальевна до сих пор учит детей иностранному языку. Младшая Надежда работала в Доме быта в швейном цехе, она рано ушла из жизни. Пять лет назад не стало и супруга Веры Михайловны. Но не забывают о ней дочери, навещают маму, помогают и внуки, их у неё семеро, подрастают и шестеро правнуков.
Немного подводит в последнее время здоровье, болят ноги, как она сама отмечает, все детство босиком ходили, в большой семье обуви не хватало, да и в юности на разных работах довелось мерзнуть, работать в сырой одежде-обуви, вот сейчас все это и сказывается. Третий год, по ее словам, она не выходит из дома.
***
Вера Михайловна беспокоится, что когда-то она отдавала в районный музей фотографию Петра, волнуется, сохранилась ли она там, и есть ли данные о нем в списках погибших.
Она отмечает, что отец ее, два брата и сестра защищали Отечество, да и они в тылу все для фронта, для победы делали, трудились не покладая рук, не щадя себя.

Петр Ляшев. 1938 год.

Вера Михайловна в молодости.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

635