Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

17.02.2015 11:16 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16-17 от 14.02.2015 г.

В. Гайзер: "Кризис - это не только отрицательные моменты, но и новые возможности

3 февраля в Сыктывкаре Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер провел ставшую уже традиционной большую пресс-конференцию. Центральной темой нынешней встречи с журналистами стала экономическая ситуация в регионе, антикризисные меры правительства Коми и точки роста экономики в предлагаемых обстоятельствах. Руководитель региона ответил на вопросы представителей средств массовой информации — не только республиканских, но и из Санкт-Петербурга. 


Об итогах 2014 года
Пресс-конференция началась с вопроса об итогах прошлого года, которые на сей раз В. Гайзера попросили оценить прежде всего с экономической точки зрения.
- Оцениваю работу руководства республики в целом как удовлетворительную, учитывая весь тот комплекс вопросов, который необходимо было решать, тех проблем, которые возникли в ходе исполнения бюджета и календарного 2014 года.
Если вкратце обозначить основные итоги работы, макроэкономические показатели, то самое главное — нам удалось не упасть в промышленном производстве. Более того, его рост по итогам года составил 0,7%. Очень важно, что этот рост наблюдался не только в наших традиционных добывающих отраслях промышленности, но и в перерабатывающих.
Да, темпы, конечно, не такие, как в предыдущие годы, но в сравнении с общей экономической ситуацией, сложившейся в стране в целом и во многих других регионах, я считаю, что это достаточно позитивные результаты работы нашей экономики. Собственно это подтверждается и теми данными, которые мы имеем по росту инвестиций в основной капитал – он составил более 7%, более 145 млрд. рублей по прошлому году. Благодаря этому мы имеем неплохие показатели по безработице по итогам года – она зафиксирована на уровне 1,3% от числа экономически активного населения. Был устойчивый рост средней заработной платы по республике, она составила 38 тыс. 843 руб. В номинальном выражении это действительно рост более 6%. Но мы понимаем, что с учетом той инфляции, которая сложилась, произошло небольшое снижение реального роста заработных плат – порядка одного процента.
Что касается инфляционных составляющих, то в республике это 10,9%, что, конечно, превышает те показатели, на которые мы изначально рассчитывали в начале года. Но это прилично меньше, чем в среднем в Российской Федерации, мы занимаем второе-третье место по Северо-Западу в позитивном смысле этого слова.
По темпам роста цен мы находимся на 66 месте среди 83 субъектов России и входим в двадцатку регионов, где удалось добиться наиболее устойчивого положения дел с контролем за ростом цен и тарифов. Что касается продолжения реализации программ по развитию социальной сферы, то здесь мы никаких планов не сорвали, мы уверенно выполняли и выполняем все требования майских указов Президента России, начиная от позиций, связанных с ростом заработной платы в бюджетной сфере. Мы выполнили в том числе все планы, которые касались продолжения развития инфраструктуры по всем направлениям, начиная от дошкольного и общего образования и заканчивая отраслями культуры и социальной защиты.

О кризисе и точках роста
- Сформирован ли в Коми антикризисный план?
- До 15 февраля правительство Коми должно закончить работу над планом мероприятий. Но я бы не называл их антикризисными. Я считаю, мы в большей степени не в состоянии кризиса, а в состоянии жизни в новой реальности, связанной с новыми сложившимися обстоятельствами. И в первую очередь должны думать не как бороться с кризисом, а как выстраивать жизнь в условиях этой реальности. При этом обеспечивая устойчивое развитие экономики. Нужно широкое обсуждение плана всеми слоями общества, депутатским корпусом и на муниципальном уровне власти. Это должна быть программа, понятная всем жителям региона, и она должна обеспечивать две базовые вещи: безусловную защиту населения от негативных последствий кризиса и поддержку устойчивого развития экономики республики как основы для решения общереспубликанских проблем.
- В этих новых условиях у республики есть возможности для развития новых направлений, новых производств?
- Считаю, что любой кризис — это палка о двух концах. Это не только отрицательные моменты, но и новые возможности. Сегодня модна тема импортозамещения. Но ведь это факт, сегодня у нас появляется уникальная возможность для того, чтобы от разговоров перейти к конкретному делу.
И это касается не только сельского хозяйства, но и других направлений: республика очень богата сырьевыми ресурсами, и не только углеводородами, но и всем тем, из чего можно и нужно строить. Это и направления, связанные с развитием IT-технологий, биоэнергетики. Мы говорим «кризис», а конъюнктура рынка показывает востребованность новых объемов продукции лесопромышленного производства и переработки. За последние 15-20 лет и не помню таких возможностей для лесопереработчиков, как сейчас. Значит, вот эти точки роста необходимо поддержать и делать на них ставку.
С каждым системообразующим, градообразующим предприятием во всех отраслях проведен цикл консультаций, защит производственных планов на 2015 год и ближайшую перспективу. У нас есть четкое понимание, как будет действовать любая отрасль республики. Работа с такими предприятиями выстроена системно на основании договоров о социально-экономическом партнерстве. Речь идет о производственных показателях, дополнительных возможностях, которые необходимо с помощью правительства региона реализовывать.
Основа плана — новые возможности экономики республики, с тем чтобы в период кризиса не просто бороться с его последствиями, но и продолжать развиваться. Хотя план, конечно, будет включать и те мероприятия, которые условно можно назвать антикризисными, они в первую очередь направлены на защиту населения республики от необоснованных действий товаропроизводителей, торговых сетей.
- Сразу же после того, как был принят бюджет республики на 2015 год и на среднесрочную перспективу, пошла речь о его оптимизации. Что скрывается под этим словом и не превратится ли она в банальное урезание расходных статей? 
- Комиссия по оптимизации бюджетных расходов действовала и раньше. Эта работа имеет особое значение в сегодняшних условиях, и это естественно. Необходимо еще раз проанализировать все наши государственные программы. В сегодняшних условиях надо сосредоточиться на безусловном 100% исполнении наиболее важных и социально значимых задач. Тем более в условиях, когда федеральный центр может принимать решения по ограничению своего софинансирования каких-то расходов в части проектов, связанных с развитием нашей инфраструктуры и республики в целом. Можем мы допустить остановку этого развития? Нет. А возможен или невозможен секвестр? Жизнь есть жизнь. Все будет зависеть от того, как будем работать мы, наша экономика.

О жилье
- Будет ли продолжена в Республике Коми программа «Евроипотека» и реализована идея строительства арендного жилья для бюджетников?
- Проанализировав программу, мы сделали вывод, что нужно ее двигать дальше в соответствии с теми задачами и приоритетами, которые мы ставим перед собой.
Обновленный порядок действия уже подписан. Программа будет направлена на решение жилищных проблем молодых семей и специалистов в возрасте до 35 лет, даст возможность получить субсидию в размере 20% от первоначальной стоимости жилья, которое будет строиться для реализации этой программы в рамках ипотечного кредитования. Возможность претендовать на субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту будет распространяться на семьи, имеющие совокупный доход не выше 45800 руб. Будет предоставлено право в рамках этой программы на получение преференций при рождении второго и последующих детей, на погашение задолженности. То есть эта комплексная программа будет решать проблемы именно молодых специалистов и молодых семей.
Что касается арендного жилья, мы тоже не останавливаем действие этой программы. Республиканский фонд жилищного строительства этим активно занимается. Соответствующие проектные решения будут реализованы на территории Сыктывкара, в поселке Краснозатонский и на территории Сыктывдинского района, в районе Пичипашни. Это пилотные варианты, на основании которых будут приниматься решения для всей республики.
- Республика пока не вошла в федеральную программу «Жилье для российской семьи», застройщики не заинтересованы строить жилье по предложенным условиям 30 тыс. руб. за квадратный метр при компенсации 4 тыс. руб. за квадрат. Будете ли вы вести диалог с местными застройщиками, чтобы все-таки войти в эту программу?
- Мы проводили переговоры с застройщиками республики – с серьезными, у которых есть строительная база и теоретический интерес участия в такой программе. Условия, предложенные Минрегионом, Минстроем, никого из них не заинтересовали. Себестоимость строительства в северных условиях отличается от того, что предлагают сегодня для реализации таких программ. Наша задача — попробовать найти варианты, чем можно дополнить федеральную программу, чтобы наших строителей заинтересовать и тем самым снизить стоимость квадратного метра для конечного потребителя.
- Одна из приоритетных программ – это переселение граждан из аварийного жилья. До 2017 года должны быть расселены те дома, которые признаны аварийными до 2012 года и включены в программу. Но у нас есть дома, которые официально признаны аварийными до 2012 года, но по халатности глав администраций не были включены в общий перечень, республика их не смогла представить на финансирование в Москве. Можно ли решить вопрос по их переселению?
- Никто из жителей такого рода жилого фонда забытым не останется. Сегодня наша задача — эффективно отработать программу, которая утверждена и которую мы реализуем вместе с федеральным центром. Но параллельно мы должны еще раз проинвентаризировать жилой фонд, который признан аварийным, но не попал в регистрацию, чтобы принять по нему отдельные решения в виде какой-то республиканской программы.
Другое дело, что решения, которые нужно для этого принимать, поскольку ресурс тут республиканский, должны быть направлены не на точечные действия. Необходимо реализовывать варианты организации строительных площадок с инженерной коммуникацией, чтобы затем, привлекая ресурс и частных застройщиков, делать эту программу для государства более дешевой на условиях государственно-частного партнерства. Эта задача Минархстрою республики сегодня поставлена.
- Наша республика, можно сказать, провалила программу переселения из ветхого и аварийного жилья с показателем в 30% от плана. На заседании правительства региона в декабре звучало предупреждение в адрес руководителей муниципальных образований, что будут приняты кадровые решения по этому вопросу. А они действительно будут?
- Республика не провалила эту программу, а не вписалась во временные рамки по исполнению первого этапа программы, в которой пять этапов. Выводы сделаны, и что касается второго этапа — мы идем четко по плану.
Но это уже состоявшийся факт, к 15 февраля 2015 года первый этап у нас не закончен. Плюнуть на все и позволить муниципалитетам галочку поставить, отчитаться, быстрее спихнуть – и трава не расти? Нет, этого не будет. Все жилье, которое в рамках этапа обязаны сдать с надлежащим качеством, будет сделано, даже если мы на это потратим лишние деньги.

О «Белкомуре»
- Каковы перспективы реализации проекта «Белкомур»?
- Именно в сегодняшних условиях этот проект приобретает особую значимость. Важность «Белкомура» в том, что в четырех, как минимум, субъектах проект дает возможность дополнительно раскрыть экономический потенциал, запустить множество других проектов. Но без федерального участия «Белкомур» реализовать невозможно. Поэтому все наши варианты проработки этого проекта основывались на возможностях, которые мы можем реализовать вместе с федеральным бюджетом и частным инвестором.
Поскольку окончательно все зависит от решения Правительства РФ и его участия в том или ином виде в этом проекте, к сожалению, до некоторого времени мы будем находиться в подвешенном состоянии. Но мы не меняем задачу, все равно с маниакальным упорством будем пробивать его. Я считаю, что было бы преступлением останавливать эту работу.

О северных городах
- Как будет жить и развиваться в новых экономических условиях (санкции, падение мировых цен на нефть) нефтяная столица Коми – Усинск?
- Нефтяная столица республики как жила, так и будет жить — только развиваясь. Я уже говорил, что экономика будет расти, несмотря ни на какие санкции. Нефтяные компании думают не о заморозке своих проектов, а о расширении. Даже 2014 год в отрасли вышел с плюсом. 14 с лишним млн. тонн мы добываем, а буквально три года назад еле-еле за 11 млн. перешагивали.
Все решения, связанные с бюджетом Усинска, будет принимать совет Усинска, а не правительство республики. Другое дело, что нынешние условия ставят общую задачу: провести очень жесткую работу по повышению эффективности бюджетных расходов, по целесообразности очень многих решений, которые в муниципальных бюджетах можно было бы перераспределить. Это возможность посмотреть новыми глазами на имеющиеся бюджеты и принять более эффективные современные решения.
- В прошлом году, когда Воркута вошла в Арктическую зону, по городу поползли слухи, что вырастут северные, увеличится зарплата. Вместе с тем не секрет, что население города постоянно снижается. Кто будет жить в этой Арктической зоне и есть ли понимание, что от этого получит население?
- Республика проделала большую работу, чтобы Воркута попала в Арктическую зону. Смысл этой работы — создание условий для устойчивого функционирования воркутинского промышленного и социокультурного узла, которое включает в себя развитие экономики и транспортной доступности, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, подготовку кадров и так далее. Базовые вещи программы — это комфортное проживание людей на территории Воркуты и возможность там трудиться и достойно проживать.
Кроме того, республика должна выработать предложения, касающиеся стимулирования профессиональных кадров в условиях Арктической зоны. Воркута – один из форпостов развития Арктики, точка входа в Арктику. Территория, которая дает возможность активно развивать промышленность, создавать рабочие места, получать налоговые поступления. Но возможно ли это в сегодняшних условиях – население-то уезжает, не видит для себя стимулов оставаться там. Поэтому нужен новый комплекс стимулирования профессиональных кадров для жизни и работы в Арктической зоне. Это в том числе повышение арктического коэффициента, уровня пенсионного обеспечения или права на переселение в другом виде. Здесь достаточно широкий комплекс вопросов, который нам надо вместе с воркутинцами выработать и отстоять на федеральном уровне. Если мы этого не сделаем, то никакие наши решения по изменению инфраструктуры Воркуты ничего не решат – люди не будут видеть смысла там оставаться.


О поддержке села
- Будет ли оказана какая-то помощь сельскому хозяйству республики? Наши поля всегда были полны овощей, были великолепные молочные хозяйства, которые кормили всех нас. А теперь — сплошные кладбища сельскохозяйственной техники, разрушенные сельхозпостройки.
- Какие бы трудные времена ни были, мы всегда финансово поддерживали наших сельхозпроизводителей, и снижать уровень поддержки не собираемся. Другое дело, что если у кого-то есть представление, что эта финансовая поддержка решает в полной мере проблему привлечения в сельхозпроизводство наших местных производителей, – то это ерунда. Если не будет желания у людей заниматься сельским хозяйством при нашей поддержке, то как вы представляете себе развитие этой ситуации? Глава республики вместе с министром сельского хозяйства приедут поля пахать? В первую очередь у людей должно быть желание заниматься сельскохозяйственным производством. А наше дело – их финансово поддержать.
Кстати, я как высшее должностное лицо республики, горжусь теми проектами, которые реализуют наши сельхозтоваропроизводители, и в части молочного и мясного животноводства, и в части выращивания овощей открытого и закрытого грунта. Да таких урожаев у нас в советское время никогда не было. Но это у тех, кто хочет работать.

О контроле за ценами
- Есть ли у правительства республики рычаги для контроля за ценами на социально значимые продукты?
- Главная задача – разобраться, насколько обоснованно растут цены, есть ли за этим чье-то монопольное преимущество. Если дело в желании заработать на кризисе, будем использовать ресурс государства, чтобы в случае выявления таких фактов бить по рукам. С другой стороны, и это более важно, перед правительством ставится задача найти компромисс с местными товаропроизводителями и торговым сообществом по определенной группе социально значимых продуктов питания. Должны быть четко прописаны списки этих продуктов, на которые будут достигнуты соглашения по заморозке цен и согласованы в минимальном размере движения ценовой политики. Например, Сыктывкарский хлебокомбинат выпускает более ста видов продукции. Но социально значимый товар – это две-три позиции хлебобулочных изделий. По этим позициям всегда можно найти компромисс и с торговцами, и с производителями.
Мы будем жестко требовать выполнения договоренностей со всех участников рынка. Причем это должно касаться не только продуктов питания. Считаю, что точно такая же работа должна проводиться в части контроля над ценами на медикаменты. Прекрасно понимаю, что здесь ситуация сложная, так как большая часть медикаментов импортного производства. Но достаточно много препаратов-аналогов производится нашей промышленностью, и нам с аптечными сетями надо также выработать соответствующее решение.

О Годе патриотизма 
- Год патриотизма в республике начался с автопробегов с такими лозунгами, как «Обама — чмо!», «Продам кожу Обамы». Нет сомнений, что вы-то патриотизм понимаете иначе… Но подобного рода мероприятия, лозунги, которые будут звучать на мероприятиях, проводимых людьми агрессивными, для которых патриотизм – это не любовь к своей родине, а ненависть к чужой, не испортят ли Год патриотизма? И не следует ли сейчас объявить годы ЖКХ, ремонта дорог…
- Думаю, когда-нибудь наступит момент, когда могут появиться и год ЖКХ, и год дорожного строительства, но важно принимать решения с учетом мнения жителей республики. И делать акцент надо на то, что сегодня наиболее актуально и является общим знаменателем для всех.
Мы объявили 2015-й Годом патриотизма не из желания удариться в пропаганду или модную тематику. Это следствие того, как жители реагировали и реагируют на те события, которые происходили в течение 2014 года. Они объединили народ России вокруг очень многих важных понятий, которые мы уже стали забывать или не придавать им значения. Понятие здоровый патриотизм необходимо расшифровывать для всех. Примеры, которые вы привели, как раз подчеркивают важность выстраивания системной работы, чтобы все жители республики четко понимали, что же такое патриотизм, что же такое наши корни и наши ценности, культурные, моральные. В этом случае не будет происходить подмены взглядов и целей.
Все, что в рамках закона, мы можем и должны обсуждать, высказывать свою позицию. Неправильно было бы запрещать, потому что это уже уйдет в другую плоскость. Но задавать стандарты патриотического воспитания молодого поколения мы обязаны. Вместе выработать основы патриотизма и вместе воплощать их в жизнь.
Подготовили А. ПОТЕХИНА и Г. БОБРАКОВА. Фото Д. НАПАЛКОВА.
Газета «Республика».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

134