Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

15.02.2016 13:43 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 13.02.2016 г.

В последние месяцы войны

Автор: Олег Пыстин

Октябрь 1989 г. Москва.

День, посвященный воинам-афганцам, в нашей стране принято отмечать 15 февраля. Александр Осипов празднует его 11-го числа. Именно в этот день в далеком 1989 году на броне БМП с развевающимся на ветру красным флагом он вместе с боевыми товарищами пересек знаменитый мост Дружбы через Амударью, оставив позади Афганистан и ту войну, которую пришлось пронести сквозь себя.

Пополнение для Афгана

Саша Осипов родился и вырос в с. Куниб. В семье он был младшим ребенком, старше его — брат и две сестры.
После 8 класса Первомайской средней школы Саша решил получить профессию слесаря-механика в ПТУ-34 г. Сыктывкара. По окончании училища устроился работать слесарем в ремонтную мастерскую Сысольского леспромхоза.
29 октября 1987 года 18-летнего парня призвали в армию. К тому времени ему уже было известно, что служба будет проходить в десантных войсках. Еще до призыва по направлению ДОСААФ он прошел курс подготовки прыжков с парашютом в Коччойяге и имел за плечами уже три прыжка с АН-2.
На сборном пункте в Емве команде новобранцев, зачисленных в ВДВ, пришлось пробыть почти неделю, дожидаться приезда представителя военной части. Затем вместе с «покупателем» они отправились на распределительный пункт г. Свердловска (ныне Екатеринбург), где еще пробыли неделю. Уже при отъезде в действующую часть Саша случайно встретил знакомого — Евгения Рочева из Межадора, прибывшего с очередной партией призывников. Евгений часто приезжал в Куниб, где проживали его родственники, к тому же в 9-10 классах он учился в Первомайском. Больше их пути не пересекались.
Из Свердловска вновь сформированная команда с пополнением из других регионов прямым авиарейсом была доставлена в Фергану (тогда еще Узбекская ССР), где располагался учебный центр.
В ходе полугодовой учебки Саша наравне со своими сверстниками, среди которых были ребята из Коми, прошел строевую подготовку, овладел навыками применения стрелкового оружия, основ рукопашного боя, десантирования с вертолета, изучал минно-взрывное дело. Много времени уделялось стрельбам. Полигон располагался за 10 километров от военной части, расстояние до него десантники преодолевали бегом при полном обмундировании.
На полтора месяца они уходили в горы, чтобы освоить тактические навыки ведения боя в горной местности. Сашу определили в роту гранатометчиков, его главным оружием стал десантный, складывающийся РПГ-7. Так что во время учений, помимо основного боевого снаряжения, ему приходилось нести с собой ствол и три кумулятивных боеприпаса. Вся подготовка призывников в Фергане шла с учетом последующего прохождения службы в Афганистане.

Тактическая группа
батальона
В мае 1988 года под покровом ночи на военно-транспортном самолете АН-12 роту десантников, среди которых был и Саша, перебросили в Кабул. Прилетели еще затемно, затем их пересадили на грузовики и повезли в Баграм. Военная часть, где предстояло проходить дальнейшую службу, встречала вышками, колючей проволокой и КПП. Здесь дислоцировался 345 полк ВДВ под командованием Героя Советского Союза Валерия Востротина. Как позже бойцы узнали, он принимал участие в съемках кинофильма «Черная акула», сюжет которого разворачивается вокруг испытаний нового советского боевого вертолёта Ка-50 в боевых условиях Афганистана.
В расположении части находились несколько щитовых построек, в которых размещались казармы, столовая, клуб и другие объекты жизнеобеспечения. По соседству располагался военный стратегический аэродром, откуда боевые бомбардировщики, истребители, вертолеты совершали боевые вылеты. Казарма, куда поместили пополнение, была большой, просторной, вмещала две роты.
После распределения Алекандр попал в 7-ю роту, которая вместе с 8-й составляла тактическую группу третьего батальона. Основной задачей, которая перед ними стояла, было обеспечение безопасного прохождения колонн в конкретном районе. Для выполнения задания группа бойцов добиралась до места «на броне». По прибытии они готовили огневые позиции, окапывали БТР по самую башню, чтобы укрыться от палящих лучей солнца сооружали из брезента навес и ждали, когда пройдет колонна. Порой приходилось ждать сутками.
Однажды в конце июля группу десантников отправили на блокпост в провинцию Баглан, расположенную недалеко от г. Кундуз. В течение месяца они охраняли стратегический участок, изнывая от жары. Солнце пекло так, что на камнях можно было яйца жарить. Воду из специального резинового рюкзака (РДВ) пить было невозможно. Спасали дыни, которые местные перевозили целыми грузовиками, они делились с десантниками всякий раз проезжая мимо них. Сочные дыни позволяли не только утолить жажду, но и немного насытиться.
Как правило, блокпост подвергался обстрелу только в ночное время, днем душманы появляться не смели, так как знали, что в любой момент их накроют минометным либо артиллерийским огнем. На следующий день после таких обстрелов всем взводом прочесывали местность, в близлежащем кишлаке через старейшин узнавали, не появлялись ли в селении чужаки. С местным населением общались через сослуживцев-таджиков. Их призывали большей частью в качестве переводчиков, так как таджикский близок к языку пушту.
Помимо несения дежурств на блокпостах, тактические группы обеспечивали безопасность работы минеров. Впервые Саша стал участником подобной операции под Кабулом. По поступившей информации, в ста километрах от столицы через ущелье должно было пройти крупное бандформирование. Перед бойцами была поставлена задача заминировать ущелье, тем самым сорвать планы боевиков. Две роты десантников сосредоточились по обоим склонам гор вдоль всего ущелья, в то время как минеры занимались своими прямыми обязанностями. Операция прошла удачно, и, как позже выяснилось, привела к положительным результатам: напоровшись на расставленные мины и растяжки, выжившие боевики повернули обратно. А позже в Шинданде в ходе двухнедельных поисков пропавших десантников от множества заложенных мин пришлось обезвреживать всю прилегающую местность, ущелье было буквально напичкано взрывчаткой. А увиденные тогда пустые, безлюдные кишлаки с превращенными в руины домами повергли в шок.

Последний рубеж
В начале 1989 года рядовой Александр Осипов оставлял военный гарнизон в Баграме вместе с последней командой. Военная часть со всем оборудованием переходила в руки правительственных войск Демократической республики Афганистан.
Однако, перед тем как попасть на родную землю, десантникам предстояло выполнить свой последний интернациональный долг — обеспечить безопасность передвижения колонн близ границы на перевале Саланг. Около месяца они прикрывали пути отхода наших войск. Была зима, стояли морозы до минус 20 градусов, были случаи отморожения ног и рук. Бойцы жили в палатках, отапливали их с помощью палариуса, изготовленного из гаубичных гильз. Солдаты, сменяя друг друга, днем и ночью дежурили возле таких самодельных печек-буржуек, постоянно подбавляли в него солярку, не давая остыть единственному источнику тепла. Тогда зима еще и была настолько вьюжной, что к утру заметало палатку доверху. Чтобы выйти из нее, приходилось раскидывать снег так высоко, что длины черенка лопаты не хватало, поэтому бойцы выстраивались ярусами.
Колонны с солдатами и техникой, прибывавшие со всех концов Афганистана, шли непрерывным потоком в направлении моста через Амударью на г. Термез. В целях их безопасности все кишлаки и селения на пути следования близ перевала были уничтожены артиллерийским огнем, несмотря на то, что с главарями бандформирований была достигнута договоренность о перемирии на период вывода советских войск.
Ровно за четыре дня до выхода последней колонны Александр вместе с боевыми товарищами пересек границу СССР. В памяти остался момент, когда с моста бойцы прямо на ходу за ненадобностью пачками стали выбрасывать афганские деньги.

Миссия в Тбилиси
Десантников вначале доставили в г. Термез, а через неделю всем батальоном на борту ИЛ-76 перебазировали в Азербайджан, г. Кировобад. 345-й полк расформировали, бойцов определили в состав дислоцировавшейся здесь дивизии. Служить оставалось еще полгода.
В середине лета, приведя в полную боеготовность, несколько подразделений дивизии перебросили в Тбилиси, где шли народные волнения и назревал государственный переворот. В течение полутора месяца десантники на блокпостах охраняли дороги, ведущие в город, осуществляли проверку транспорта, пресекали перевозку оружия. Бывало, по ночам обстреливали наши блокпосты, но это были единичные случаи. Лишь однажды, проезжая мимо г. Рустави, наша военизированная колонна попала под огонь бандитских группировок, но обошлось без потерь.

Домой через всю страну
В октябре Александру Осипову пришел приказ о демобилизации. Домой добирался целый месяц, побывал в гостях у своих друзей-сослуживцев на Украине, в Белоруссии, у родного дяди в Москве. Спустя год, в 1990-м, десантники-интернационалисты устроили встречу в Москве в ресторане на речном вокзале. На этой памятной встрече побывал и Александр. Среди приглашенных были также родители товарища, погибшего в Афгане. Саша хорошо его знал, они поддерживали дружеские отношения, их койки в казарме стояли по-соседству.
Вскоре после возвращения со службы Александр устроился рабочим в строительно-монтажное управление (СМУ). Ему выделили комнату в общежитии с. Визинга. Летом следующего года женился, супруга родом из п. Первомайский. Еще через год у молодых родилась дочь. Теперь она уже замужем, в их семье растёт сын. Вторая дочь учится в Сыктывкарском медицинском колледже.
После СМУ Александр Иванович перешел на узел разделки Сысольского леспромхоза, где проработал вначале сварщиком, затем крановщиком вплоть до ликвидации предприятия. Новую работу найти было не так-то просто. Несколько лет подряд во время отопительного сезона устраивался в центральную котельную поселка, в летний период — рабочим в бригаду при администрации поселения, сейчас дежурит на пропускном пункте Кунибского ПНИ.
Для Александра Ивановича День памяти воинов-интернационалистов в числе остальных праздников стоит на особом счету. Обязательно 11 февраля супруга накрывает стол, Александр готовит шашлыки. Раньше приходили друзья из бригады, теперь же эту дату все чаще отмечают в тесном семейном кругу. Сейчас о службе в Афганистане ему напоминают купюра достоинством 100 афгани, оставленная на память, да несколько фотографий с сослуживцами, сделанные на боевых позициях прошедшей войны.
Фото из архива А.И. Осипова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

211