Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

18.05.2017 13:36 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 18.05.2017 г.

Тернистый путь первопроходцев

Автор: Н. Рыжков.

В нынешнем году определённая часть жителей района (а если взять во внимание потомков тех первопроходцев, которые 85 лет назад начинали на Сысольской земле невиданное до той поры дело, получится половина, если не больше) может с гордостью отметить юбилей. Да, уважаемые читатели, именно столько лет прошло, как у нас была создана МТС – машинно-тракторная станция. Это, как тогда говорилось в партийных документах, центр коллективизации, укрепляющий союз рабочего класса и крестьянства.

Коллективизация крестьянства началась ещё в первой половине 20-х годов прошлого столетия. Наломано было много дров, покалечены судьбы многих и многих крестьян. Но жизнь брала своё, постепенно, не вдруг менялся уклад сельской жизни. Коллективные хозяйства на территории Коми начали создаваться с 1924 года. Это пока ещё не колхозы в привычном понимании слова. Начиналось с ТОЗов (Товарищества по совместной обработке земли), кооперативов, коммун, сельхозартелей. В 1927 году в Сысольском районе насчитывалось 13 ТОЗов и артелей. Они носили звучные, соответствующие духу времени названия: «Возрождение», «Свет», «Луч», «Сила», «Трактор», «Социализм». О последних двух нельзя не упомянуть особо. Энтузиасты сельхозартели «Социализм» возвели на р. Б. Визинге первую в Коми плотину и построили первую же гидроэлектростанцию. В сельхозартель «Трактор» поступила первая, невиданная доселе техника под одноимённым названием. А технику для обработки земли в то время ждали, мечтали о ней объединяющиеся в коллективные хозяйства крестьяне. 

Среди сельских жителей всё чаще и громче ходили слухи о том, что где-то уже есть такие машины, каждая из которых в поле может заменить 10 лошадей. И постепенно техника на село начала поступать. Отечественная машиностроительная индустрия делала первые шаги. Можно себе представить, каково было обеспечить машинами крестьянство необъятных просторов страны советов.
Только северный край, куда входили Коми, Вологодская и Архангельская области, занимал огромную территорию. Надо было учитывать и природные особенности северного земледелия. Тем не менее, техника поступала. Стоящий у руля государства И. Сталин лично занимался вопросами технического оснащения сельского хозяйства. В конце 1920-х годов он лично выезжал в Архангельск (тогдашний административный центр северного края), чтобы двигать вопросы коллективизации. Прибегала страна, конечно, и к закупкам техники за рубежом. В частности, американская фирма «Дир энд компани», называемая по имени её основателя Джона Дира, за период с 1928 по 1932 год поставила в СССР 8187 тракторов. В 1929 году первые 20 тракторов названной фирмы получил трест «Комилес». Конечно, то были не нынешние харвестеры и форвардеры.
Следуя указаниям партии, Коми областная партийная конференция в январе 1932 года взяла курс на развёртывание работы по механизации сельского хозяйства. Как уже говорилось выше, к этому времени Коми область уже имела машины, используемые в сельском хозяйстве.
В Сысольский район такая техника не поступала. Её надо было приспосабливать к работе на сельской ниве. В работу у нас шли наши отечественные машины и механизмы. Не совершенные, тяжёлые в работе, но свои. К 1932 г. Коми область получила уже 43 трактора.
Как использовать новую технику? Вопрос был далеко не праздный. Ведь люди-то привыкли к сохе на конной тяге! Январский пленум Коми обкома КПСС решает этот вопрос. В его постановлении записано: «Обеспечить своевременное развёртывание строительства первой в области Сысольской МТС путём полного выделения строительных материалов, рабгужсилы и своевременного завоза тракторов, сельхозинвентаря, оборудования и подготовки соответствующих кадров».
Сказано — сделано! 29 января 1932 года началось создание на Сысольской земле первой в Коми области машинно-тракторной станции. Справедливости ради напомним, что всё началось не в Визинге, а в Пустоши. Там в то время находился центр района.
Работа закипела. Надо было всё организовать к началу посевной, к весенней страде того же года. В район были направлены строители и организаторы. К весне МТС насчитывала 35 единиц штата: 19 инженерно-технических работников, 7 инженеров и зоотехников, 9 рабочих и… 2 трактора. Героическая, надо сказать, шла работа. Выстроена материальная база, организаторами производства привлечены из села будущие кадры. Первичное обучение новому делу прошли 58 колхозников, пятеро стали рулевыми. По весне МТС получила ещё 16 тракторов. Их количество год от года росло.
Стоит упомянуть и о том, что и район-то наш в ту пору объединял ещё и соседний, Койгородский. Возникла настоятельная необходимость создания ещё одной станции. И в 1936 году была создана Гривенская МТС, как дочернее предприятие Визингской.
Конечно же, к новому делу требовалось приобщать сельских тружеников. Первоначальную подготовку в управлении трактором ещё до создания МТС проходили за пределами Коми. Исторические хроники доносят до нас имена первопроходцев. Павел Степанович Базаров родился и вырос в Чукаибе. По зову времени поехал на краткосрочные курсы в Великий Устюг, что на Вологодчине, а после их окончания на протяжении 29 лет плодотворно трудился механизатором у себя на родине.
Михаил Степанович Беляев из Визинги вместе с супругой Варварой Александровной Морозовой (девичья фамилия) за рычаги управления тракторами сели в 17 и 21 год, тоже после краткосрочных курсов, и отдали делу землепашества практически всю жизнь.
Александр Азарович Шустиков – ещё один из первопроходцев. Сохранился примечательный документ, Почётная грамота, датированная 13 декабря 1956 года. Ею ветеран Визингской МТС был награждён Президиумом Верховного Совета Коми АССР «за долголетнюю и хорошую работу, в связи с 25-летием МТС». Уроженец с. Пыёлдино А.А. Шустиков начинал трудовую стезю в коллективе МТС с момента её создания. Даже курсы обучения работе на технике проходил здесь же. Первую борозду молодой механизатор сделал в родном селе. Был бригадиром тракторной бригады.
Ещё один из первопроходцев в новом деле – Павел Иванович Морозов, уроженец с. Визинга. Обучение на краткосрочных курсах ему пришлось пройти в Вологде. Вместе с Александром Азаровичем им выпала честь возглавить и вести в образованную на Сысоле МТС тракторную колонну из Сыктывкара. Можно себе представить, какой фурор у жителей сёл и посёлков произвело это событие. Колонну встречали и провожали восторженно буквально все жители окрестных населённых пунктов от мала до велика.
Естественно, вся последующая трудовая жизнь этих людей была связана с техникой, возделыванием районной нивы, а в дальнейшем и с мелиоративными работами, с врачеванием земли. Александр Азарович в последующем был директором МТС. С весны 1960 года, когда на территории района организовался совхоз-гигант «Сысольский», он был назначен главным инженером. Павел Иванович последние годы трудовой деятельности являлся заведующим мастерскими вновь сформированной на базе же Визингской МТС в 1968 году ПМК-2.
Нелёгкая судьба выпала на долю Павла Александровича Беляева, уроженца с. Визинга. В 5 лет остался без матери, в 13 – без отца. Осиротевшие, они вместе с братом начали ездить в Соликамский уезд Пермской губернии. Там обучались пимокатному делу. Восемнадцатилетним юношей ушёл на Гражданскую войну. Домой вернулся в 1922-м. С началом коллективизации включился в работу по организации коллективного хозяйства. После основания МТС в 1932 году одним из первых прошёл краткосрочные курсы трактористов и сел за управление первым трактором, который сейчас находится в качестве экспоната в историческом музее Сыктывкара. В 1966 году Павлу Александровичу было присвоено звание «Почётный гражданин Сысольского района».
Управление машинами и механизмами и сегодня считается делом мужчин, а уж в 30-е то годы прошлого столетия тем более являлось не женским ремеслом. Выше упоминалось о Варваре Александровне, визингской трактористке-ударнице, последовавшей за мужем и отдавшей избранному делу без малого два десятка лет. Были среди первопроходцев женщины. И они не ударяли в грязь лицом. В годы военного лихолетья, когда мужчины ушли на фронт, за управление рычагами тракторов и других сельхозмашин сели представительницы слабого пола. К началу Великой Отечественной войны Визингская МТС располагала уже 60 тракторами, 10 комбайнами и столькими же сеялками, на вооружении было 78 плугов, 12 сложных молотилок. Со всем этим хозяйством пришлось управляться женщинам. Назовём хотя бы несколько их имён. Анна Ивановна Беляева после соответствующей подготовки села на трактор в 1941 году. Направление получила в с. Горьковское. На ниве хлебопашества отработала 21 год. Августа Степановна Семенчина в Визингской МТС начала трудиться с 1936 года, пройдя подготовку управления трактором, со временем освоила комбайн. Вспоминая о героическом труде тружеников села тех лет, достаточно сказать, что норма обработки землицы за сезон, что для мужчин, то и для женщин, устанавливалась ни много ни мало – 300 гектаров.
В районе к тому времени насчитывалось 75 колхозов, на полях которых плодотворно и слаженно трудились люди, прошедшие подготовку уже непосредственно при МТС. С целью подготовки к работе на технике здесь была сформирована стационарная школа колхозных кадров, через которую прошло 1350 человек, ставших руководителями производств и их организаторами.
Славный путь прошёл коллектив Визингской МТС. Здесь были взращены сотни и тысячи специалистов сельскохозяйственного производства. Время берёт своё. Стареют и уходят вчерашние труженики, некогда славившие своим трудом, рекордами наши колхозы и совхозы. Дело первопроходцев Визингской МТС с конца 1960-х годов продолжают сегодня труженики Сысольской ПМК-2. Её коллектив с честью выполнял на протяжении 30 с лишним лет вверенное ему дело. Славен был и их труд! Но и этот коллектив переживает далеко не лучший период. Но это уже совсем другая история.

Автор выражает сердечную благодарность за помощь в организации публикации и предоставленные фотоснимки сотрудникам Музея истории и культуры Сысольского района.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

77