Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

15.02.2018 12:56 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 15.02.2018 г.

Шурави из Коми края

Автор: Олег Пыстин.

Воин-интернационалист Николай Сажин.

«Шурави дуст, шурави дуст!», — кричали босоногие ребятишки, увидев в кишлаке советских солдат. «Бача, бача», — отвечали те им в ответ. Так приветствовали друг друга при встрече наши военные и афганские дети. «Бача» на языке фарси означает «парень», «пацан». «Шурави дуст» в дословном переводе — «советский друг». Однако шурави называли всех солдат ограниченного контингента в Афганистане, вне зависимости их от национальности. А среди них были русские, белорусы, украинцы, чеченцы, прибалты, и, конечно же, ребята из Коми. Они стояли в одном строю, бок о бок несли службу, шли в бой, не разделяя, кто из них лучше на этой войне. Их объединяло чувство товарищества, верности присяге и воинскому долгу.

Напутствие ветерана

Дата 13 апреля 1986 года стала знаковой в жизни Николая Сажина: в этот день его призвали на службу в армию. Накануне отшумели проводы, собиралась вся родня, одноклассники, соседи. Дружбу Николай вел большей частью с ребятами возрастом постарше, поэтому среди гостей было много уже отслуживших друзей. Среди них и Владимир Кушманов, воин-интернационалист, прошедший через Афганистан. «Если попадешь туда, — напутствовал он призывника, — всегда тщательно мой котелок. Там заразу подхватить — раз плюнуть». Потом в Афгане Николай всегда будет придерживаться данного ему совета и до блеска натирать свою посуду песком и мылом. Тем самым уберег себя от коварных болезней. Но это будет позже, а тогда, в день отправки, дали работники военкомата ему в руки личное дело и обязали самостоятельно добираться до призывного пункта. Так на рейсовых автобусах сначала до Сыктывкара, затем до Емвы он добрался до республиканского сборного пункта.

К тому времени Николай знал, что служба ему предстоит в десантных войсках: он имел хорошую физическую подготовку, отменное здоровье. Да еще за плечами три прыжка с парашютом, которые он совершил в Коччойяге после окончания школы, во время прохождения спецподготовки в ДОСААФе. Однако, как это часто бывает, его величество случай коренным образом изменил планы. Он еще не раз вмешается в судьбу Николая, преподнося разные «сюрпризы».

В Емве он встретил единственного земляка — Сергея Шевченко из п. Первомайский. С ним в одной команде и направились до г. Свердловска (ныне Екатеринбург). Только здесь командиры обратили внимание на то, что у Николая имеются водительские права. Со словами «Нам парашютиста подготовить быстрее, нежели водителя» перевели его в другую команду и направили в учебную часть в г. Новороссийск. На этом и разошлись пути с земляком. его дальнейшая служба, как и было намечено, пройдет в десанте, доведется служить и в Афгане. Всего-то в трех километрах друг от друга они будут находиться в Баграме, но узнают об этом уже только после возвращения домой.

Первые навыки вождения

Полугодовая военная подготовка прошла в г. Новороссийске. В этот черноморский город Николай в составе команды прибыл 20 апреля.

Новобранцев сразу поставили в известность, что после учебки их направят в Афганистан. Каждый имел полное право отказаться, но таких не оказалось. На замену своим старшим товарищам команды должны были отправиться осенью.

Учебный батальон состоял из четырех рот. Первые две роты уже через три месяца, пройдя ускоренную подготовку, были направлены в Афганистан. Две другие оставались до полного завершения подготовительной части. В составе роты целый взвод был сформирован из призывников из Коми АССР, но Николай, опять же волею судьбы, попал в соседний взвод, где из земляков был только один парень из Эжвы, все остальные — украинцы.

За Николаем закрепили бортовой грузовик «ЗИЛ-131». К моменту армейской службы он уже знал толк в технике, имел навыки управления легковыми, грузовыми машинами, трактором, знал их устройство, в случае незначительной поломки мог самостоятельно отремонтировать.

Самый первый раз Коля сел за руль еще в шесть лет, когда отец опрометчиво оставил его одного в кабине грузовика. Он и подумать тогда не мог, что этот сорванец попытается завести машину, стоявшую на скоростной передаче. А тот повернул ключ зажигания и проехал до ближайшей канавы. Хорошо, что еще цел остался.

Устройство и эксплуатацию трактора Николай досконально изучил еще в школе под руководством учителя А.А. Пономарева, незабвенного наставника многих поколений юношей и девушек той поры. Практические навыки приобретал, уже работая в «Сельхозтехнике». За месяц до призыва успел окончить шестимесячные водительские курсы по категориям «В, С» в сыктывкарском учебном комбинате, куда был направлен от предприятия.

Первый совершенный марш был протяженностью 100 километров, затем 150-километровый ночной и самый продолжительный — 500 км. Об этом имеется отдельная запись в военном билете.

Пополнение для Афгана

20 сентября 1986 года большой десантный самолет «ИЛ-76» доставил на аэродром Баграм две роты очередного пополнения, а это порядка 350 человек, на смену отправленных в запас военнослужащим. Переброска осуществлялась ночью из Краснодара. Утром вновь прибывших распределили по подразделениям. Взвод, куда был определен Николай, взял под свое командование лейтенант Юрченко Юрий Юрьевич. «Ю в кубе» — так прозвали между собой бойцы этого крупного, высокого роста лейтенанта.

Разместился взвод в трех километрах от аэродрома, в самом его конце. По периметру находились другие подразделения, прикрывавшие подступы к стратегическому объекту. Между ними располагался кишлак. Свою часть бойцы называли дежником. Помимо взвода мотострелков здесь дислоцировался зенитно-ракетный дивизион ПВО. На вооружении у них стояли зенитная самоходная установка «Шилка», зенитно-ракетные комплексы «Стрела» на базе МТЛР (многоцелевой тягач легкий бронированный), переносные ракетные комплексы.

Казарма представляла из себя сборно-щитовое здание, поделенное на две части повзводно – ракетчиков и мотострелков. На территории находились столовая, баня, офицерский модуль, склад ГСМ. Автопарк состоял из БТРа, БМП, «наливника» и бортового «ГАЗ-66». По периметру части с человеческий рост возвышалась ограда, построенная военнослужащими из глиняного замеса. Сразу за дежником проходили минные поля.

Неподалеку расположилось саперное подразделение, в котором, как выяснится позже, проходил службу Сергей Шадрин из п. Визиндор. Тогда друг о друге они ничего еще не знали.

Николаю от своего демобилизовавшегося предшественника достался УРАЛ-375-«наливник» — многотонный топливозаправщик с цистерной объемом 5,5 кбм. На нем он доставлял солярку для боевых машин. Помимо того, как и все остальные, ходил в наряды, осуществлял охрану территории военчасти, дежурил на командно-пропускном пункте.

За топливом приходилось ездить почти до самой границы с СССР. Два дня занимало время в пути. В первый день колонна добиралась до Пули-Хумри, там останавливалась на ночлег, а утром направлялась в Хайратон, откуда, наполнив цистерны топливом, выдвигалась в обратный путь. Колонны шли большие, под охраной танков и БТРов, на самых опасных участках с воздуха её прикрывали боевые вертолеты. Численность машин достигала до 40 единиц, а то и больше. Основную массу составляли «наливники» и мощные грузовики, доставлявшие продовольствие, медикаменты, снаряжение, различные вещи, необходимые в быту.

13 мая 1987 года, возвращаясь с очередного марша, возле Малого перевала под Пули-Хумри колонна попала в засаду боевиков. Один из выпущенных снарядов попал прямо в машину Николая, цистерна, заполненная под завязку дизтопливом, вспыхнула в одно мгновение. Но он вовремя успел покинуть кабину горящей машины. Обстрел продолжался недолго, уже вскоре боевики отошли и укрылись в горах. Колонна продолжила движение, оставив догорать на дороге БТР, два грузовика и два «наливника».

Недолго после этого случая Николай оставался без техники: увольнявшимся старослужащим весеннего призыва требовалась замена. Ему, как уже опытному водителю, передали в управление боевой колесный бронетраспортер «БТР-70». Вместе с ним он пройдет по военным дорогам Афганистана вплоть до конца своей службы. Однажды на нем даже ездили в Кабул на концерт известного автора и исполнителя своих песен А. Розенбаума.

С ноября 1987 по январь 1988 года экипаж БТР участвовал в крупномасштабной операции по прорыву блокады г. Хоста. В этом городе находились крупный опорный пункт и перевалочная база моджахедов, через него проходили огромные поставки снаряжения, вооружения и боеприпасов из Пакистана. Единственная дорога, ведущая в город, была блокирована, связь и снабжение осуществлялись лишь по воздуху.

Перед советскими солдатами была поставлена задача прорваться через мощный укрепрайон и занять господствующую высоту — перевал Сети-Кандав. Владение перевалом означало держать контроль над дорогой и, соответственно, над всей провинцией. На освобождение города была стянута мощная группировка частей 40-й армии.

БТР Николая был задействован на охране передвижной радиолокационной станции. Она состояла из двух машин, на одной была установлена антенна, другая являлась пунктом управления. Два отделения солдат вели ее круглосуточную охрану. В течение нескольких месяцев члены экипажа жили прямо в машине, в любой момент готовые вступить в бой. Питание поочередно приносили в термосах из полевой кухни, разместившейся в двух километрах рядом с офицерским штабом.

Вскоре после взятия перевала колонны машин с продовольствием двинулись к блокадному городу. В результате удачно проведенной операции было захвачено около сотни складов с оружием и боеприпасами, несколько единиц боевой техники.

В той операции принимали участие и наши земляки — оба Сергея, Шевченко и Шадрин, впоследствии награжденные орденами Красной звезды.

Возвращение

В марте после завершения сезона дождей природа Афганистана преображалась, зеленые луга покрывались островками из красно-желтых тюльпанов. Такое буйство ярких красок не могло остаться незамеченным, многие молодые бойцы, увидев впервые такую красоту, были поражены ею.

А старослужащие стали получать приказы о демобилизации, и один за другим оправлялись домой. И заканчивался май, весь призыв Николая уже был на гражданке, а его и еще пятерых водителей никак не хотели отпускать. Причиной тому стала начавшаяся полномасштабная операция по выводу советских войск из Афганистана. Водителей оставили в части для вывода спецтехники. Им объявили, что в сентябре предстоит маршем добраться до Союза, и только после их демобилизуют.

Но тот самый случай, который уже не раз вмешивался в судьбу и перемешивал все карты, на этот раз неожиданно преподнес подарок. Вылетавший в Ташкент самолет срочно надо было доукомплектовать военнослужащими. Николай со своими сослуживцами как никто подходил для этого. Пройдет чуть больше суток, и он прибудет в родную Визингу. Если бы не эта история с самолетом, встречу с родными пришлось бы отложить до осени.

Его возвращение для родителей стало полной неожиданностью. Никого заранее не предупредив, прибыл домой в час ночи. Всех разбудил. Родители, увидев на пороге сына, спросонья сначала опешили, а затем бросились его обнимать. Мать тутже накрыла на стол, несмотря на столь поздний час. Для нее не было большего счастья видеть Николая, вернувшегося с войны, живым и невредимым.

С той поры минуло почти три десятка лет, много воды утекло. За это время Николай Васильевич женился, вместе с супругой Ларисой Кимовной вырастили двух дочерей, теперь помогают воспитывать внука и внучку. Большая часть его трудовой биографии – 26 лет — связана со службой в органах внутренних дел, сначала в отделе вневедомственной охраны, а затем в изоляторе временного содержания. В 2008 году семья справила новоселье в большом просторном доме, построенном Николаем в новом микрорайоне по ул. Спасской. С 2016 года он на пенсии, но не сидит без дела. Любимое его занятие — изготавливать разные изделия из дерева, среди которых особо выделяются шкатулки. Они приглянулись знакомым, некоторые из них изъявили желание иметь у себя такую вещицу. Николай им не отказывает и с удовольствием берется за заказ.

Уже скоро, в марте, Н.В. Сажин будет праздновать свой полувековой юбилей. А на следующий год вся страна отметит 30-летие со дня окончательного вывода советских войск с территории Афганистана. Для многих ветеранов-афганцев, в том числе и Николая Васильевича, эта юбилейная дата станет чертой, за которой стоит ушедшая в историю, но навсегда оставшаяся в памяти, война, в которой примером беззаветного служения Родине стали шурави, в числе которых и ребята из Сысольского района.

Новорросийск, сентябрь 1986.jpg
Пулеметчик БМП Андрей Ладин (слева) и механик-водитель Николай Сажин во время Хостинской операции. 1987 год.jpg

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

240