Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

15.12.2015 15:22 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 109 от 12.12.2015 г.

Идти своим путём

Автор: Елена Куратова.

Художник А.А. Куликова.

Удивительной красоты просторы куратовской земли не могли не способствовать появлению здесь талантливых людей: поэтов, писателей, ученых, художников. Сама природа этих мест вызывает желание творить, заниматься искусством.
В числе талантливых уроженцев этой земли — заслуженный художник Российской Федерации А.А. Куликова. Мы встретились с Александрой Александровной, когда она приезжала на встречу с детьми, организованную в Музее истории и культуры Сысольского района.

Платили по пять копеек

А.А. Куликова родилась в д. Бубдор с. Куратово 15 декабря 1945 года. Детство ее не было простым. Кроме нее в семье был еще старший брат. Когда он серьезно заболел, мать приняла решение переехать в Сыктывкар.
Александра осталась в Куратове, только на каникулы ездила к маме. Почти два года училась в Куратовской школе и жила в интернате вместе с детьми из Визиндора и Шугрэма. В то время не было телевизоров, часто отключали электричество. Нередко приходилось делать уроки с керосиновой лампой.
Способности к рисованию у Александры проявились в школьные годы. Ей очень нравились книги с цветными яркими картинками. А поскольку после учебы свободного времени было много, да и скучно было без родителей в интернате, по вечерам она начала потихоньку срисовывать картинки из книг. Не хватало бумаги и карандашей, поэтому девочка рисовала в тоненьких школьных тетрадях простым карандашом. Дети быстро заметили, что она неплохо рисует, стали просить нарисовать и им. Они тоже скучали по дому, и эти рисунки вешали над своими кроватями, платили Александре за работу по 5 копеек. На них девочка покупала себе в магазине пряники.
В четвертом классе Александра переехала в город к матери. Поступила в русскую школу, а разговаривать по-русски не умела совсем, поначалу было очень сложно, но потихоньку втянулась. Школьников нередко водили во Дворец пионеров на разные мероприятия, девочка видела, что дети учатся там играть на музыкальных инструментах. А помимо рисования, она очень любила музыку, с удовольствием всегда слушала радио. Ей тоже очень хотелось научиться играть на каком-то инструменте, но вместо музыкального кружка попала в изостудию. Ходила пешком от Максаковки до центра Сыктывкара во Дворец пионеров. Занималась там несколько лет, а после седьмого класса педагоги отправили ее в г. Нижний Тагил поступать на декоративно-оформительское отделение Уральского училища прикладного искусства. Из Коми их было четверо.
Спустя пять лет Александра вернулась в Сыктывкар.

Поставил на
правильные рельсы
Александра Александровна отмечает, что художественные училища заканчивают каждый год по тысяче человек, но художниками становятся единицы. Когда молодой человек выходит из учебного заведения, перед ним открыто много разных дорог, но к концу жизни только единицы приходят к известности.
Ей повезло тем, что она вышла замуж за молодого, перспективного художника Вячеслава Михайловича Куликова, который приехал в Сыктывкар из Москвы. «Он поставил меня на правильные рельсы и повел по правильному пути, всегда поддерживая и помогая».
Художница замечает, что не все могут работать по выбранной профессии, многие творческие люди пропадают от невозможности реализации своего творческого начала. Особенно тяжело приходится женщинам: семья, дети, необходимость не только творить, но и зарабатывать деньги, кормить семью. Очень трудно в таком положении стать настоящим художником. Александра Александровна говорит, что когда она приехала после училища, в Союзе художников Коми был очень сильный коллектив, который старался поддержать молодых коллег. Сейчас с этим тяжелее, «нужно царапаться руками и ногами, выбиваться в люди. К тому же пробиться человеку из провинции тяжелее вдвойне, в городах дети больше развиты».

Деньги его
не интересовали
По словам А.А. Куликовой, муж, закончивший в 1968 году художественно-графическое отделение Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, помог ей в становлении как художника, дал ей образование. Сама она неизвестно чем бы занималась, в каком бы направлении пошла. «В какой-то момент, — отмечает Александра Александровна, — я даже лучше его стала работать, быстрее соображать. Заметила, что он расстроился, хотел работать как я, тоже раскинуться и делать все, но у него не получалось. Мы с ним разные люди, он родился другим человеком».
Вячеслав Михайлович вставал и с утра много работал, писал картины. Деньги, по словам супруги, его не интересовали, он отдавался любимому делу всей душой. Очень не любил показывать себя, выпячиваться.
В.М. Куликов — заслуженный деятель искусств Коми АССР, лауреат Госпремии Республики Коми, ушел из жизни в июне 2011 года. Александра Александровна отмечает, что он был очень талантливым художником, но не понятым своими современниками.

Всё попробовать
На мой вопрос, откуда Александра Александровна черпает свои идеи, она ответила, что человек образованный всегда старается узнать что-то новое, научиться чему-то. Также она изучает мировую культуру, биографии художников, их работы, различные направления в живописи. После знакомства с творчеством того или иного известного художника, который нравится, она пытается ему подражать, пробовать работать в его стиле. «Изучив одного, взяв для себя все, что нужно для собственного развития, переходишь к другому художнику. Так постепенно накапливаешь опыт. Каждый человек может самостоятельно достичь огромных успехов, если не будет сидеть сложа руки».
Александра Александровна пробовала свои силы во всех направлениях, даже в конструктивизме. В 2000-е годы заинтересовалась мифологическим жанром изобразительного искусства. По ее словам, художник должен все уметь, быть широко образованным.

Способности
нужно развивать
В семье художников родились две дочери. Одна из них пошла по стопам родителей. С сожалением Александра Александровна отмечает, что она выбрала работу дизайнера и решила заняться зарабатыванием денег. «Ни с кем не советовалась, даже с нами. В итоге не развивалась и потеряла все. Сейчас, чтобы восстановиться, ей нужно начинать все сначала. Какие бы у тебя ни были божественные способности, их нужно развивать, иначе ничего из тебя не получится. Дочь сама сделала свой выбор. Она ни о чем не жалеет, и в то же время не понимает, что упустила. Вторая дочь поняла, что изобразительное искусство не ее дело. Она закончила факультет иностранных языков и сейчас работает в одной из фирм в Сыктывкаре».
У Александры Александровны две внучки. Старшая живёт с родителями в Москве, учится в Московском Государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова, младшая — на музыкальном отделении Гимназии искусств при главе РК в г. Сыктывкаре.

Не надо заставлять
- Самый большой недостаток в развитии детей, — считает А.А. Куликова, — то, что они сейчас неграмотные. Не знают писателей, не знают художников, как русских, так и коми. Им это не только не преподают, они и сами мало чем интересуются. Историю искусств не надо зубрить, детей нужно просто с ней знакомить, изучать ее играючи, с развлекающими элементами, по-другому они не воспринимают такую сложную информацию. Все зависит от родителей, педагогов, возможностей для получения информации сейчас множество.
Если взрослые видят, что ребенку нравится чем-то заниматься, нужно потихоньку повышать его интерес к этому занятию, вкладывать нужную информацию в руки. А дети должны сами выбрать, что им надо, возможно, они набьют себе шишек, но все же придут туда, куда надо. Если уж совсем в сторону уйдут, можно немного подкорректировать. Не надо никого заставлять, кто хочет, тот добьется всего сам.
Что касается престижности работы художника. У знакомой дочка учится в шестом классе. Девочка считает, что художник — это так красиво, он зарабатывает деньги, причем очень большие. Его показывают по телевизору, на аукционах картины покупают за миллионы долларов. Ей кажется, что все художники так живут.
Раньше наши картины закупали музеи и организации, сейчас такой системы нет, я живу на пенсию. Свои картины не продаю. Работаю ежедневно, пишу, пока светло на улице. Есть своя мастерская, где уже столько работ собралось, что ходить негде. Также образовался уже целый музей старинных вещей, которые я использую в своей работе. Кроме писания картин, живописцу необходимо также делать подрамники, натягивать на них холст, изготавливать рамы. А это не такая уж и легкая работа, особенно для женщины.
Детям, занимающимся изобразительным искусством, хочется сказать — будут они художниками или нет, но занятия в студии, школе не пропадут даром. Нужно очень много читать, наблюдать, ходить по музеям, читать про художников, чтобы быть всесторонне развитым. И надо много тренировать руки — рисовать все подряд, все, что окружает нас вокруг, а не только то, что нравится.

Родина
Александра Александровна признается, что ей нравится в с. Куратово, но часто ездить туда не получается, далековато. С мужем покупали в Бубдоре дом, очень хотелось его и в будущем сохранить. Но к нему сложно подъехать, нет дороги, поэтому с детьми бывают там редко.
А.А. Куликовой понравилась в последний приезд Визинга, она заметила, что райцентр стал живее, очень много людей на улицах, почти как в городе. Она пообещала, что будет приезжать в район чаще, на будущий год планирует вновь встретиться с сысольскими детьми, занимающимися изобразительным искусством, чтобы посмотреть, как они совершенствуют свои способности.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

122