Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

24.10.2016 09:45 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 83 от 22.10.2016 г.

Мой предок старше… Визинги

Автор: А. Голосов.

Иван Павлович Голосов сидит в центре.

Заканчивается 2016 год. Еще немного и… здравствуй, год 2017-й, год столетия со дня отречения императора, со дня февральской смуты, которая привела к развалу Русской армии, к территориальным уступкам, захвату власти большевиками и гражданской войне.

Знают ли визингские жители, сколько человек из Визингской волости, которая включала в себя и село Чукаиб, участвовали в Первой мировой войне? Думаю, немногие. По моим данным, более 560 человек. Я даже подготовил список воевавших рядовых солдат, ефрейторов и унтер-офицеров. Среди них три десятка жителей моей родной деревни Нижний Конец (Луч). Все они мои близкие и дальние родственники.

У солдат Первой мировой судьбы разные, у некоторых трагичные. Взять жителя деревни Рочево Алексея Ивановича Морозова. 34-летнего тезку мобилизовали 20 июля 1914 года. Дома остались молодая жена и трое детей. Он был зачислен в 111 Донской пехотный полк, который участвовал в боевых действиях с начала войны. Осенью того же года Алексей Иванович был тяжело ранен. После излечения в госпитале ему предоставили длительный отпуск. Полгода он провел в родной деревне с семьей. А потом снова прошел военно-врачебную комиссию и был признан годным к военной службе.
23 июня 1915 года он прибыл в Москву и был принят в 210 пехотный запасной батальон. Служба оказалась «непыльной», поскольку его прикомандировали к Московскому генеральному императора Петра Великого военному госпиталю в качестве служителя. Однако там он заразился сыпным тифом и 8 марта 1916 года скончался…
Погибли на войне и скончались вскоре после нее несколько моих близких и дальних родственников, а также свойственников.
Младшая сестра прадеда Дмитрия Ивановича Беляева (отец бабушки Акулины Дмитриевны Голосовой) Александра Ивановна вышла замуж за Тихона Васильевича Раевского из деревни Рай. У супругов родились шестеро детей. Тихона Васильевича мобилизовали в армию в начале войны и зачислили в 203 пехотный Сухумский полк. 10 марта 1915 года Тихон Васильевич был убит в бою. Ему был 41 год…
У жены прадеда Дмитрия Ивановича, моей прабабушки Анастасии Ивановны, урожденной Кузнецовой, была племянница Мария, дочь старшей сестры Аксиньи Ивановны. Незадолго до войны Мария Александровна, урожденная Фролова (старшая сестра Ёгор Сандры — Александры Александровны Голосовой), вышла замуж за Николая Дмитриевича Воробьева из деревни Семенчин, родила дочь. Супруга призвали в воевавшую Русскую армию. Рядовой 278 пехотного Кромского полка Николай Воробьев был убит в бою 6 марта 1916 года.
В начале двадцатых годов прошлого столетия Мария Александровна вновь создала семью — с Василием Ивановичем Безносовым из деревни Кычаныб. Он был моложе нее, пороха не нюхал. Но вот что примечательно. Василий был внуком Марии Павловны Безносовой, урожденной Голосовой (она была старшей сестрой Алексея Павловича Голосова из Нижнего Конца, чье имя легло в основу родового прозвища /ль\ш). Мария Павловна прожила всего тридцать лет. Ее овдовевший супруг Григорий Александрович вскоре снова женился. Во втором браке родился сын Александр, отец будущего председателя Совета Министров Коми АССР Павла Александровича Безносова.
Мария Александровна и Василий Иванович Безносовы в середине тридцатых годов XX века уехали из Визинги в Новосибирскую область, где трудились в колхозе. Там и закончили свое земное бытие.
Бывали и истории иного рода. Житель Визинги Николай Васильевич Беляев, находившийся в отлучке (работал в Сибири), был призван в армию в середине войны. Во время срочной военной службы он дослужился до младшего унтер-офицера. Его зачислили в 21 Сибирский стрелковый запасной батальон, а после «учебки» направили в другую часть — в 630 Иркутскую пешую дружину.
Воинский эшелон, в котором он следовал к месту несения службы, 1 февраля 1916 года сделал остановку на железнодорожной станции Манчжурия. Во время обеда младший унтер-офицер крепко выпил, впал в коматозное состояние и вскоре умер. В местной железнодорожной больнице произвели вскрытие, которое показало, что причиной смерти стал паралич на почве отравления алкоголем.
Привожу снимок Голосова Ивана Павловича (Павел Иван), на котором он в первом ряду в центре. В годы войны он служил в военном госпитале. В 1929 году, когда в Коми началась сплошная коллективизация, он разобрал свой дом, построенный в 1919 году, увез в лес за два километра от родной деревни Нижний Конец, где расчистил место под новое хозяйство. Иными словами, он не принял колхозный строй и в знак протеста устроил демарш…
Лес стоял кругом. Чтобы поддерживать связь с «большой землей», пришлось построить мост через ручей Ыджыд йир-шор, вошедший потом в агрономические карты, прорубить и расчистить дорогу. Ведь детям нужно было ходить в школу. Приходилось и ездить на лошади в село — в потребсоюзовский магазин, по другим надобностям.
Жизнь на заимке была трудной. В середине тридцатых годов Иван Павлович вернулся с семьей и с… домом в деревню и вступил в колхоз.
Обращу внимание читателей еще на такой момент. Уходящий год — юбилейный для бывшего погоста Визенга. Название моего родного села было впервые упомянуто в писцовой книге в 1586 году. Это означает, что Визинге как минимум 430 лет.
В этом юбилейном году я многое узнал о своих предках, большинство которых родом были из многочисленных визингских деревень. В их числе, понятное дело, Голосовы, Майбуровы (несколько ветвей двух родов), Квашнины, Кузнецовы, Морозовы, Колеговы, Носковы (два рода), Беляевы (три рода), Бугаевы, Фроловы, Мизовы, Семенчины (род Сопрон), Гориновы, Кановы, а также Тырбылевы и Поповы из Пустоши и Вадыба.
Теперь у меня нет сомнений в том, что все Голосовы, уроженцы Сысольского района, родственники друг другу. Так же, как и все визингские Кузнецовы.
Голосовы появились на зырянской земле в XVII столетии, впервые упомянуты в Переписной книге 1678 года. Мною составлены родословные всех ветвей обширного рода Голосовых. Однако вряд ли они полные. Мне хорошо известны Голосовы из деревни Луч (Нижний Конец). Остальные не так хорошо. Тем не менее, предков и родственников набралось почти 17 страниц убористого текста.
Хотя составлены родословные и других предков, до сих пор собираю информацию – биографические данные, фотографии. По большому счету, своей исследовательской работой удовлетворен. Например, горжусь тем фактом, что один из моих предков жил в Визинге еще при первом русском царе Иване IV Грозном и был вполне взрослым человеком в названном 1586 году.
Моя прабабушка Аксинья Прокопьевна Голосова происходила из визингских Квашниных. Еще весной этого года мне было известно имя только деда в четвертой степени — Василия Ивановича Квашнина (1770-1801). А теперь знаю имя деда в двенадцатой степени (то есть с 12 приставками «пра»). Его звали Семеном. Он-то и жил при Иване Грозном.
Как нетрудно догадаться, статья эта написана не случайно. Дело в том, что я завершаю работу над книгой, большая часть которой посвящена предкам, родственникам и односельчанам, истории Луча и Визинги, коллективизации, защитникам Отечества, среди которых было немало предков и родственников (есть даже главка «Бессмертный полк с улицы Победы»). Надеюсь, что книга будет издана в начале следующего года.
Верстка книги, полагаю, начнется в ноябре нынешнего года. Есть еще время для того, чтобы получить дополнительную информацию о многочисленных родственниках. Особенно меня интересуют Голосовы, Кузнецовы, Майбуровы, Морозовы (роды /лд\к, Дордон, Бажко), Носковы (Ляп\), Беляевы (К\р\). Кроме того, отклики читателей помогут определить примерный тираж издания. Чем он больше, тем ниже себестоимость одного экземпляра.
Мой домашний адрес: 167000, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 77, кв. 26. Тел.: 8-908-715-53-91.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

157