Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

03.03.2016 10:25 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 03.03.2016 г.

С эпохи Гагарина до наших дней

Автор: О. Безносов.

До сих пор из оставшихся впечатлений детства яркими остаются воспоминания о нашей первой семейной поездке к родственникам в с. Койгородок. И запомнилась она в том числе и самими условиями передвижения до конечного пункта: асфальта в том направлении ещё не было, ехали по грунтовке. «ПАЗ»-ик мало приспособлен к летним максимумам температур: в салоне жара, пыль столбом... 
С того времени минуло более 40 лет. Но и сегодня это автотранспортное предприятие в строю, и 1 марта отпраздновало своё 55-летие.

А всё началось с Приказа №40 от 1 марта 1961 г. по Сыктывкарской грузовой автоконторе №1 Коми автотреста за подписью начальника грузового АТК №1 А. Нестерова, в котором говорится: «Для работы во вновь организованной Сысольской автоколонне Сыктывкарского грузового АТК №1 с 1.03.1961 года принять на работу в качестве шоферов следующих товарищей: Цыпанова Р.В. — шофёра III класса, Ляшева А.А. — шофёра III класса, Пельмегова М.Е. — шофёра III класса, Фролова В.В. — шофёра III класса, Нафигина А.Г. — шофёра III класса».
До 1935 года транспортная система республики входила в состав Северного автогужевого треста с центром в г. Архангельске. В Сысольском районе в составе Сыктывкарского отделения автогужтреста существовало Пустошское агентство. Всего же в этом отделении насчитывалось шесть агентств и один перевалочный пункт в Занулье. С учётом перспективного развития автоперевозок началось расширение зон обслуживания: автопарк начал приближаться к Мурашинскому тракту. По архивным данным, этот тракт в довоенное время (Мураши — Летка — Объячево — Визинга — Выльгорт — Усть-Вымь) по протяжённости составлял 486 километров и соединял республику с ближайшей станцией Горьковской железной дороги — Мурашами. Предприятие имело на тракте не только агентства с местами отдыха для водителей, но и пять заправочных пунктов по 2,5 тонны топлива в каждом. Такое агентство располагалось и в Визинге.
Интересны в этом плане воспоминания Ф.А. Самусевой, которая работала диспетчером на автобусной станции с 1948 по 1969 год: «Пассажиров сначала перевозили на грузовых машинах. Чуть позже появились маленькие автобусы всего на 14 мест. Состояние дорог тогда было не в пример хуже нынешнего. Автобус из Сыктывкара выезжал, например, в 9 часов утра, а прибывал в Визингу 17-18 часов. Продолжительное время выполнялись рейсы и по району, поэтому после обеда машины в рейс уже не посылали. В весеннюю и осеннюю распутицу в какие-то периоды машины в рейс не отправлялись вообще. Спустя какое-то время начали поступать автобусы «ПАЗ». До 1955 года на станции я работала одна. В том году выделили ещё одну ставку, и появилась должность кассира».
Но вернёмся к памятному 1961 году. В филиале в это время насчитывалось пять автобусов, затем дополнительно появляется и своя колонна самосвальных грузовых автомашин. Последняя большей частью использовалась на строительстве дороги с твёрдым покрытием Сыктывкар — Визинга. Одновременно расширяется и зона пассажирских перевозок. Открывается регулярное автобусное движение в направлении населённых пунктов Чухлэм, Межадор, Пыёлдино, Куратово. А по маршруту на столицу Коми пассажиров перевозили на сыктывкарских автобусах.
Техника в те годы стояла практически под открытым небом: в распоряжении водителей поначалу находились лишь база-сарай да крытая площадка для стоянки. И только в 1969 году было построено то здание автостанции, к которому мы привыкли, а в 1970-м — теперь уже бывшее здание гаража и конторы АТП. Количественно и качественно в те годы рос автопарк: если в 1963 году насчитывалось шесть автобусов, то через 13 лет их количество возросло до 25. Причём поступала на то время современная и новая техника — автобусы «ЛАЗ-695» и «ПАЗ-672».
Как было принято говорить и писать в те годы, высокие производственные показатели всегда были делом чести трудового коллектива АТП. Так, в годы 9 пятилетки (1971-75 гг.) при плане 939 тысяч тонн было перевезено грузов на 62 тысячи тонн больше. А перевозка пассажиров возросла на 86%. Год 1980-й: план 9 месяцев коллективом АТП по перевозке грузов выполнен на 110,3%, по пассажироперевозкам — на 118,3%. Год 1990-й: объём перевозок грузов АТП составил 115%, пассажирооборот — 19,1 млн. пассажиро-километра. Доходы АТП составили за год 1,3 млн. руб.
А дальше, как мы все помним, экономическая ситуация в стране изменилась. В 1991 году это предприятие уже носит статус акционерного общества и поставлено перед нелёгким выбором пути для самовыживания. Изменившиеся условия хозяйствования заставили пойти на сокращение штата сотрудников и техники, упал, а затем и вовсе обнулился грузооборот. В итоге к 2001 году весь трудовой коллектив автотранспортников сократился до 73 человек с 22 функционирующими единицами техники, из которых 16 — автобусы. Увы, но процесс деградации на этом не остановился, и, несмотря ни на какие усилия со стороны руководства предприятия, его трудового коллектива, применяемые для стабилизации ситуации, производственное, экономическое и финансовое состояние предприятия продолжали ухудшаться. Сейчас предприятие переживает не самые лучшие времена. А более конкретно о положении дел нам рассказала руководитель ООО «Сысольское АТП» Н.М. Делкова:
- В настоящее время парк техники составляет шесть единиц автобусов, которые временно располагаются на территории промпредприятия ООО «Стройкомплекс», поскольку переданный АТП гараж все еще находится в стадии ремонта.
В трудовом коллективе нашего предприятия на сегодня 19 человек. В нашей ветеранской организации 30 человек, из них четверо продолжают трудиться. Выполняемые рейсы — один городской (по с. Визинга) и 10 пригородных по району. Средний возраст водителей 40 лет, стаж и опыт по 15-20 лет.
Конечно, в праздничной публикации не хотелось бы говорить о негативе, но без перечисления проблемных моментов, считаю, картина не будет полной. В числе них, прежде всего, старение автобусного парка, который требует замены и модернизации (недавно пришла хорошая в этом плане весть о выделении нового микроавтобуса). Вторая, не менее важная проблема — нелегальные перевозчики. При имеющемся пассажиропотоке вполне возможно было бы иметь большую наполняемость рейсовых автобусов, однако, трудно сделать это при неравных условиях сосуществования на рынке пассажироперевозок.
Но, несмотря на всё это, у нас всё же имеются планы по развитию производства с открытием рентабельных видов деятельности. А что касается видов на перспективу, то пока стратегическая задача остаётся прежней — суметь выстоять и выжить. И, конечно, претворить намеченные планы в жизнь.
Пользуясь случаем, хочется сказать, что мне, особенно в такое трудное время, очень приятно поздравить работников и ветеранов с юбилеем автотранспортного предприятия. Хочу пожелать нашему предприятию, ее сотрудникам, чтобы никакие кризисы или иные перипетии судьбы не тревожили и не отвлекали от такого нужного, такого полезного и такого непростого дела. Пусть в прошлом останутся все трудности и проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться, а будущее принесет коллективу лишь успех и удачу во всех начинаниях.
Фото из архива предприятия.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

153