Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

14.04.2016 09:04 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 14.04.2016 г.

Труд, творчество, талант

Автор: Е. Збицкая.

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы — внешкольного воспитания, которое в России возникло еще в конце XIX века.

Но на государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года. И в 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы в Сокольниках. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений. В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ. 

После 1991 года эта система не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений расширилась. С 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей, а с 1993 года руководители кружков стали педагогами дополнительного образования. Важно отметить, что произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов.
История системы дополнительного образования в нашем районе начала отсчёт с 17 апреля 1936 года. В Визинге открылся пионерский клуб — первое учреждение дополнительного образования. После школы в клубе собирались дети, где с пользой проводили свободное время, изучали законы пионеров, беседовали с комсомольцами из районного актива о гражданской войне, биографии Сталина и других. Вечерами организовывались игры, действовали кружки: военный, авиамодельный, рукодельный, танцевальный, драматический, акробатический.
Следующей значимой датой в нашей истории является 13 декабря 1951 года. Тогда по решению исполкома Сысольского райсовета депутатов пионерский клуб переименован в районный Дом пионеров и школьников. Его первым директором стала Сенькина Раиса Андреевна, которая проработала на этой должности с 1950 по 1964 год.
31 января 1994 года постановлением главы Сысольского района Дом пионеров и школьников переименован в Центр детского творчества. Его первым директором стала Бессонова Вера Михайловна, которая с успехом возглавляет его и ныне (сегодня это муниципальное учреждение дополнительного образования «Районный центр детского творчества «Исток» с. Визинга).
Годы идут, дети растут, меняются педагоги, кружки, виды деятельности, появляются новые современные направления. Но неизменным остаётся одно: ежегодно в стенах центра «Исток» зажигаются новые звёзды – открываются детские таланты.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в главе 10 дополнительному образованию дано достаточно четкое определение: «Дополнительное образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства».
В материалах интернет-энциклопедии «Википедия» есть следующее определение: «Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно».
Дополнительное образование в эпоху перемен — это зона ближайшего развития школы и общего образования в целом. Тому есть подтверждения в истории России. В 1682 г. в Кремле на «потешной площадке» десятилетний Петр I предложил имитационную, игровую форму обучения, которую он потом назвал «потешными войсками». С этого начались радикальные изменения в жизни нашей страны — а ведь «потешные войска» с их имитационной, игровой дидактикой были тем самым дополнительным образованием. И без них не было бы побед петровской эпохи, а возможно, и побед в последующие годы. «Потешные полки» были «гранитной мастерской» воспитания личности — об этом писал сам Петр I.
В дополнительном образовании нет форм принуждения. Могу, хочу, умею, делаю, не боюсь ошибиться — эти глаголы определяют позиции детей и обуславливают стиль взаимоотношений с ними взрослых. В этой сфере образования не принято предъявлять требования, выполнить которые ребёнок не может, также как не принято наказывать за невыполненную работу. Любая работа выполняется в доступном ребёнку объёме, а полученные результаты сравниваются только с его предыдущими достижениями.
Часто в жизни бывают такие ситуации, когда родители, взрослые наказывают своих детей «кружками». Получил двойки, что-то не ладится с учёбой, значит, ты больше не будешь заниматься любимым делом. Да-да, именно любимым делом, делом по душе для ребёнка.
Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. Ценность его состоит в том, что все его программы не транслируются подрастающему поколению сверху, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
Любимое занятие в системе дополнительного образования выявляет творческие способности ребёнка. Кроме учебной деятельности, в которой ребёнок может чувствовать себя не совсем успешным, появляется другой вид деятельности, позволяющий в полной мере реализовать себя. Бывает так, что в классе собраны дети, имеющие разные интересы, поэтому не всегда они находят точки соприкосновения, то в кружке с ребенком будут находиться единомышленники, люди, увлеченные таким же видом деятельности. Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире.
Также знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка активную жизненную позицию. Занятость детей в свободное время содействует развитию самоорганизованности, самодисциплины; дети учатся самостоятельно планировать свое время. Этот навык с течением времени будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь. Участие детей в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Раскрыть творческий, духовный потенциал ребёнка, помочь обрести стержень, внутреннюю силу помогают взрослые — педагоги дополнительного образования.
Надо также отметить, что в этой системе складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Между ними — предмет общего интереса. Здесь педагог не просто передает определенный объем новой для обучающегося информации, а формирует развивающую среду. Сначала создаются условия, благоприятные для участия ребенка в творческой деятельности, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоил изучаемый материал; за совместной деятельностью следуют самостоятельное творчество ребенка, а также поиск форм и средств реализации творческого потенциала личности.
Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного процесса в нашем учреждении, является педагогически грамотная, слаженная и целенаправленная работа коллектива, каждый член которого осознает свое профессиональное мастерство и, как следствие, свой профессиональный долг. Эталоном современного облика педагога дополнительного образования мы считаем, прежде всего, человека, который любит детей и свою работу. К хорошим педагогам дети с удовольствием бегут на занятия, и они для них становятся необходимостью, а педагоги получают признание детей и выступают в роли соратников, наставников, друзей.
Педагоги нашего центра «Исток» — это профессионалы своего дела, которые умеют переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим ученикам. Важными чертами педагогов нашего центра являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладевание новыми современными технологиями. Самая большая радость для нас, педагогов, — это знания наших учеников, их воспитанность, доброе отношение друг к другу и окружающим.
Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы дополнительного образования, поскольку оно создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства, дорожит индивидуальным творчеством ребят. Через открытия они познают мир и находят свое место в жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

167