Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

31.05.2016 11:06 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 28.05.2016 г.

Времён связующая нить

Автор: Н. Рыжков.

Вотчинская церковь с высоты птичьего полета. Фото Р. Лукина.

Сегодня, уважаемый читатель, мы начинаем цикл публикаций, посвященных знаменательной дате — 95-й годовщине образования Республики Коми. Естественно, что эти материалы будут касаться истории и сегодняшней действительности нашего родного района, ибо Сысола с многонациональным населением, и всё происходящее в районе — неотъемлемая часть республики.

В преддверии знаменательных событий давайте вспомним о святая святых — символике района. Герб, утвержденный Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации, и гимн. Нельзя не отметить, что над созданием этих главных символов района, их разработкой много и кропотливо трудились члены клуба «Шондi» при районном Центре детского творчества И. Некрасов, А. Карманова под руководством и вдохновляющим началом Л.А. Цветковой. Текст гимна написан самодеятельным автором И.В. Плешевой, работающей педагогом-организатором Визингского филиала Коми республиканского агропромышленного техникума, являющейся еще и руководителем театральной студии при районном Доме культуры.

Подчеркивая связь времен — сегодняшней действительности жителей района с бытом, традициями и устоями предков, исстари населяющих поймы означенных рек — за основу герба взяты символы в пермском зверином стиле золотого цвета.
Медведь в геральдике — тотемное животное коми народа, самый сильный зверь наших лесов. Он олицетворяет силу и в то же время добродушие, уважение и почет. Медведь бережет жителей Сысолы и охраняет богатства этой земли.
Книга — олицетворение ума, стремления к познанию. Лик Зарни Ань (Золотой Бабы) — жизнедарующая солнечная богиня, матерь мира, оберегающая, дающая тепло и радость жизни, хранящая доброе, светлое и святое. Круг (основа композиции) — символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Это единство власти и народа, живущих на земле Сысольской более двух десятков представителей других национальностей, бесконечность в развитии и процветании.
Внизу орнамент, олицетворяющий принадлежность к коми культуре, уважение к истории, почитание предков. Значение орнамента «Кочки с ягодами» в богатстве природы района, а в более широком понимании — в богатстве и разнообразии «плодов», как результатов жизни и деятельности человека и общества.
И цвета: серебро — символ чистоты, искренности, совершенства и мира (количество ягод 7 не случайно, это магическое число, приносящее удачу; золото — величие, богатство культуры района и уважение к нему; зеленый цвет символизирует надежду на лучшее, радость жизни, изобилие в приоритетном значении природных богатств Коми; цвет лазури говорит о величии и красоте земли Коми).
История района, земли Сысольской богата и многообразна. Давайте бросим мысленный взгляд во времена, когда начала заселяться эта благодатная земля. Одно из древнейших поселений не только Сысольского района, но и территории Коми в целом — село Вотча (Волся). Археологическими исследованиями здесь засвидетельствовано наличие «Чудского городища», относящегося к X-XI векам. Письменное упоминание о Вотче зафиксировано в Вычегодско-Вымской летописи и относится к 1384 году. Там говорится, что в этот год епископ Стефан Пермский «построил храмы монастырские на Вотче и на Еренском горотке». Более подробные сведения относятся к концу XVI века. Тогда Вотча являлась административным центром обширной территории в пойме реки Сысолы, включающей в себя нынешние Сысольский и Сыктывдинский районы. Имеется свидетельство о том, что в 1586 году близ селения находился «горот Вотча», то есть укрепленное по всем тогдашним правилам селение, служившее защитой жителей округи от набегов вятчан и отражения вражьих натисков. К концу XVI века набеги чужаков прекратились, укреплённое городище за ненадобностью обветшало. Вот ещё одна историческая запись, свидетельствующая об этом: «29 городён гнилеле, перила и кровля обвалились и тайник завалился». Понятно, что «тайник» — тот самый «горот Вотча», где таились и оборонялись от врагов местные жители. В 1829 году здесь начато и благополучно завершено строительство Стефановской церкви. Святыня и сегодня стоит на красивом взгорье грустным памятником былого величия села.
Первое упоминание о погосте Визин (Визинга) относится к 1585 году. На погосте две церкви и три двора, где проживают церковнослужители. По соседству с погостом — более десятка крошечных по сегодняшним меркам деревень с общим количеством крестьянских дворов — 65.
Шли годы, десятилетия и века. Исстари населяющие поймы рек Визинги и Сысолы занимались охотой и рыболовством, благо природные условия как нельзя благоприятствовали этому, хлебопашеством и животноводством, кустарным и артельным способом осваивали ремесла, такие как кожевенное дело, изготовляли самую разнообразную, необходимую в обиходе хозяйственную утварь, шили одежду и обувь. Естественно, что-то шло и на продажу.
Исторические хроники свидетельствуют, например, об успешно функционирующих на территории нынешнего Сысольского района во второй половине XVIII века трех кожевенных заводиков. К тому же времени относится и разработка в полутора верстах от Визинги на берегу одноименной реки железорудного месторождения. Руду добывали вольнонаемные работники. За сажень добытой и сданной приемщику руды выплачивалось 20 копеек. Сырье вывозилось на действующий в то время чугунолитейный завод в Нювчим (нынешний Сыктывдинский район). За провоз платили по 8 рублей за 1000 пудов руды летом и по 10 рублей — зимой.
Листая страницы истории района, нельзя обойти вниманием события и факты послереволюционного (1917 года) периода его жизни. Двадцатые годы прошлого столетия. Жизнь перестраивается на новый лад. Товарищества по совместной обработке земли, различного направления артели, кооперативы и объединения – такие словосочетания стали входить в лексикон жителей района и подкрепляться практическими делами. Над всеми этими новыми веяниями витала тогда крылатая фраза В.И. Ленина; «Коммунизм — есть советская власть плюс электрификация всей страны».
Члены сельскохозяйственной артели «Социализм» задумали грандиозное по тем временам дело — строительство гидроэлектростанции. Инициатором идеи выступил уроженец д. Митюшсикт Иван Николаевич Митюшев. С великим энтузиазмом население Визинги и окрестных деревень взялись возводить плотину на р. Большой Визинге с последующим строительством здесь электростанции, мельницы и механического цеха. Работы начались в начале 1920-х годов с великими трудностями и продолжались до 1930 года, когда и была запущена в действие первая в республике гидроэлектростанция.
Продолжение следует.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

168