Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

11.07.2016 08:29 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 51 от 02.07.2016 г.

Зёрна добра посеяны щедро

Автор: Н. Рыжков.

Наши с Анваром Рахимяновичем отношения начали складываться ещё в восьмидесятые годы прошлого столетия. Сначала — на чисто деловой, производственной основе. Постепенно и не скоро переросли в приятельские. 

Этому, видимо, поспособствовали одинаковые наши увлечения в свободное время – рыбалка и тихая охота. Сколько поездок и походов сделано с этой целью по всем уголкам района, сколько переговорено за свежей ушицей у ночного костра! Всё это было. А годы идут. Так случилось, что разминула нас жизнь на довольно длительное время. И вот снова свела. Не у рыбацкого костра, а опять на деловой основе — беседа потекла означенным руслом.
- Родился я 6 июля 1941 года в небольшой деревеньке, насчитывающей всего десять дворов, в Башкирской АССР в многодетной крестьянской семье, — неторопливо начал рассказ мой собеседник. — Деревня стояла на берегу реки, рядом — лесные угодья. Потому, наверное, и пристрастился с детства к рыбалке на удочку и тихой охоте. В семье было четверо братьев и сестра.
Мне исполнилось только два месяца от роду, когда отец ушел на фронт. Воевал под Ленинградом. В 1943 году пришло известие — «пропал без вести». Все надеялись, что вернётся, но — увы. А мать ждала…
Нелегко даются эти воспоминания. В разговоре то и дело повисают паузы. Пятерых детей матери пришлось поднимать одной. А время -то какое? Глубинное его понимание, наверное, доступно только его пережившим, поколению детей войны, к которому относится и Анвар Рахимянович. Недоедание и голод, изнурительный труд в летние месяцы на колхозных полях начиная с восьмилетнего возраста, походы в школу за несколько километров от дома по морозу в лапотках… В общем, хватило горького сполна.
- В школу до 4 класса ходил в соседнюю деревню, — продолжает Анвар Рахимянович. — Семилетка от дома была уже за три километра. Это была татарская школа. Среднее образование получил уже в русской школе, за 20 километров от нас. Там жил у брата. Школу окончил с похвальной грамотой и дополнительно к свидетельству об общем образовании получил ещё права тракториста.
По окончании школы до ноября работал трактористом в родном колхозе. Дальше была служба в армии. Служил три года в ракетных войсках в Московской области. Перед демобилизацией определилось дальнейшее направление жизни. В то время отличникам боевой и политической подготовки предоставлялись в этом плане хорошие возможности. Я этим воспользовался. В августе, ещё будучи на службе, сдал вступительные экзамены в вуз, а отслужив, поехал учиться в Ижевский сельскохозяйственный институт, который успешно окончил в 1968 году.
- Понятно, что надо было определиться, где использовать полученные знания. Обычно молодые специалисты стремятся ехать на родину. Вас каким-то ветром занесло в Коми.
- Теплым, благодатным ветром, скажу я вам, который веял над всем Советским Союзом. Идеологическая машина работала в нужном направлении. Это было время освоения целинных земель Казахстана, Кубани и Оренбуржья, грандиозных новостроек, крупномасштабных научных экспедиций. Молодёжь активно вливалась в этот поток. Люди охотно ехали «за туманом и за запахом тайги». Романтика дальних дорог увлекла и нас с супругой. Я с ней познакомился в институте, оказалось, что связал свою личную судьбу с её судьбою на всю жизнь.
Выбор, естественно, был большой, но мы выбрали место, «где живут оленеводы и рыбачат рыбаки», то есть Коми АССР. Мало знали, если вообще что-то знали об этом крае, но ведь это обстоятельство и манило.
- Территория республики обширна. В Сысольский район, наверное, по направлению приехали?
- Нет. По приезде в Сыктывкар тоже был предоставлен широкий выбор. Нам в принципе было все равно, где работать. Определили для себя Визингу. Здесь методы ведения сельского хозяйства схожи с теми, что у меня на родине. А уже по воле районного руководства оказались в Куратове. Немало лет прошло, но ни я, ни супруга ни разу не пожалели о сделанном выборе.
- Как встретила киберская земля?
- Население Куратова и Заречного, коллектив совхоза встретили нас очень доброжелательно. Там жили и живут замечательные люди, трудолюбивые землепашцы и работники животноводства. Понимание и поддержку с их стороны ощутил сразу. А вот хозяйство в то время числилось в отстающих не только в республике, но и в районе. Надо было браться за дело, засучив рукава.
С 1 марта 1968 года я приступил к работе в должности главного зоотехника. Жена, по специальности агроном, занялась делами в растениеводстве. В 1972 году меня назначили директором совхоза. Личного желания в то время особо и не спрашивали.
Трудностей была масса. Особенно в растениеводстве. Например, картофеля сколько сажали, столько и собирали. Продуктивность коров и привесы молодняка на откорме — курам на смех. Сельхозугодья находились в запущенном состоянии. Скотопомещения старые, соответственно и условия содержания скота и работы животноводов не поддавались критике. Короче говоря, хочешь не хочешь, а рукава надо было засучивать. Не только руководящему аппарату, а всему коллективу, и в одной упряжке поднимать производство.
***
Засучили куратовцы рукава, дружно впряглись в решение насущных проблем. В хозяйстве активно взялись за работу по коренному улучшению земель собственными силами, по расширению посевных площадей. Поскольку основу хозяйства составляло животноводство, пристальное внимание уделялось кормопроизводству — расширению посевных площадей однолетних и многолетних трав, улучшению культур, техники.
В частности, в те годы был построен АВМ с самым мощным по времени агрегатом, выдающим по полторы тонны витаминной травяной муки в час. Параллельно велась работа по реконструкции и строительству животноводческих ферм, племенной работе и воспроизводству стада. Не оставались в стороне и вопросы создания надлежащих условий труда, быта и жизни членов трудового коллектива. Активно ведётся строительство жилья. В поле зрения администрации совхоза непременно находятся нужды учреждений культуры и образования.
Не так скоро, но споро и слаженно продвигались дела коллектива при руководящей, направляющей и координирующей роли руководства совхоза и непосредственно его директора. Немало сил и энергии требовалось, чтобы, например, работники животноводства то там, то тут ежегодно открывали новую ферму. А прекрасный Дом культуры, который и сегодня не из последних в районе. Перечислять все нет необходимости.
Не замедлял сказываться и конечный результат. Урожайность картофеля постепенно увеличилась до 140, потом до 160 центнеров с гектара, в последние годы руководства А.Р. Гилемханова достигла и превысила 200 центнеров. Кроме этого, на восьми гектарах выращивалась капуста, на двух редька и свекла. Со временем построили теплицу и небезуспешно начали выращивание огурцов.
Поголовье скота выросло до 2600 голов. От каждой бурёнки к 1986 году доярки получали по 2600 килограммов молока против 1100 в начале семидесятых. Круглосуточный привес молодняка на откорме превысил 400 граммов. Это в среднем по совхозу. Животноводы-рекордисты добивались более значительных результатов.
В августе 1986 года в трудовой биографии Анвара Рахимяновича произошли очередные изменения. С этого времени он — начальник отдела животноводства районного агропромышленного объединения (РАПО), а после его реорганизации — главный зоотехник управления сельского хозяйства. Значительно возросла мера ответственности, но и опыт приобретён немалый. Поэтому, работая и в этой должности, он вскоре приобрёл авторитет и снискал уважение у сельских тружеников по всему району.
Его заслуги перед районом и республикой отмечены правительственными наградами. В 1970 году он награждён медалью «За доблестный труд». В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». В 1976-м — «За трудовую доблесть». Тогда же были вручены Почётный знак победителя социалистического соревнования и Почётная грамота Президиума Верховного Совета Коми АССР «За достижение наиболее высоких показателей в выполнении заданий девятой пятилетки». Он — заслуженный работник народного хозяйства республики. Не счесть Почётных грамот других структур и ведомств.
От активных дел Анвар Рахимянович отошел в возрасте 61 года в 2002-м. Был ещё порох в пороховницах. Как он сам выразился, «долго уговаривали ещё поработать, предлагали должность начальника управления, приглашали в министерство, не пошёл». Почему — понятно. Времена наступили другие, противоречащие жизненным устоям человека. Не в его характере приспосабливаться к складывающейся и уже сложившейся социально-экономической и политической ситуации.
В районе знают его как спокойного, уравновешенного и внимательного человека, как принципиального, порой жесткого, но справедливого руководителя. В общении он всегда вежлив, ровен и внимателен. В семье — примерный муж, заботливый отец и добрый дедушка. Вместе с супругой Людмилой Валентиновной, верной и надёжной спутницей жизни, вырастили и воспитали двоих детей. Старшая дочь живет и работает в системе образования в Москве. Сын, получив техническую специальность — в Визинге. Отец о детях не без гордости говорит: «Они у меня коренные куратовцы. Там родились и выросли. Сын коми язык освоил, свободно разговаривает».
У юбиляра нынче четверо внуков и внучек. Старший внук, отслужив в армии, обзавелся семьей. Ожидается правнук.
В кругу друзей Анвар Рахимянович всегда весёлый и компанейский, замечательный собеседник, способный на добрую шутку с этакой молодецкой, озорной живинкой в глазах.
Сегодня у него большое событие в жизни — ему исполняется семьдесят пять лет. Возраст серьёзный, но какие наши годы, дорогой юбиляр!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

69