Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

24.04.2017 09:17 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 22.04.2017 г.

«Ждал чего-то страшного, а там шла обычная работа»

Автор: Т. Сажина.

В.К. Анисимов, г. Припять 1987 год. На заднем плане кладбище и сохранившееся в зоне вырубленного леса дерево-крест, место многочисленных казней во время Великой Отечественной войны.

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Последствия от взрыва были очень серьезными, но ситуация была бы куда более трагичней, если бы не действия ликвидаторов, которые уже к ноябрю 1986 года возвели над четвертым энергоблоком бетонный саркофаг. 

В радиусе 30 километров от АЭС была создана зона отчуждения. В течение нескольких лет 600 тысяч человек, ежедневно рискуя своим здоровьем, работали над устранением последствий аварии. Впоследствии их назвали «ликвидаторами».
О том, как происходила ликвидация последствий Чернобыльской аварии, рассказал один из участников тех событий — Василий Кузьмич Анисимов из Визинги.

Василий Кузьмич родом из с. Порез Кировской области. Когда ему было пять лет, семья переехала в Сысольский район, обустроились в п. Заозерье. Здесь прошли детство и юность. После окончания 8 классов В.К. Анисимов отучился в вечерней школе рабочей молодёжи, затем определился с профессией и выучился на шофёра. В 1973 году Василия призвали в армию. Служил он в Мурманске на Северном флоте, но в войсках сухопутных — был личным водителем капитана второго ранга.
В декабре 1975 года вернулся в родной район, устроился на работу шофёром в Дорожное управление №316 в с. Визинга. Название предприятия не раз менялось, но Василий Кузьмич оставался верен своему выбору и 40 лет честно отработал в дорожной отрасли. Вспоминая о своей работе, Василий Кузьмич отмечает, что был водителем различных машин: трудился на автоскрепере (работали на совесть, бригада скреперистов ходила в передовиках производства), возил людей на автобусе, а в последнее время работы пересел на «Газель». За долголетний труд В.К. Анисимов не раз был награждён благодарностями и грамотами, имеет звание «Заслуженный дорожник России».
Большое место в его жизни занимает семья. Сорок лет назад он встретил свою будущую жену Ангелину Валерьевну. Она тоже работала в дорожном управлении лаборанткой. Приглянулись друг другу молодые и, как оплот взаимной любви, в семье Анисимовых родились два сына — Алексей и Валерий. Сейчас они люди взрослые, самостоятельные, у них свои семьи.
О себе Василий Кузьмич говорит, что сейчас его радость — это семья, мама и внуки, их пятеро, старшей Анне уже 17 лет, а младшенькой Мариночке три года. «Внуки — не дети, их больше балуем, а воспитывать у них родители есть, — говорит он. — А моя мама — Вера Алексеевна живёт одна в п. Заозерье. Ей 85 лет, но к нам переезжать не собирается, считая, что дома лучше. Так у меня уже как ритуал, каждую неделю ездить к маме. Беспокоюсь за неё. Братья мои живут далеко отсюда, один в Марий Эл, второй в Германии, но к маме приезжают каждый год, не забывают о нас».
В Книге памяти «Чернобыльцы Сысолы: подвиг и память», изданной в 2016 году Музеем истории и культуры Сысольского района, имеется запись: «Рядовой в отставке Анисимов Василий Кузьмич с 24 сентября по 22 декабря 1987 г. проходил учебные сборы в должности водителя-скрепериста в в/ч 44332. Получил дозу облучения 9,904 рентгена».
Об аварии на Чернобыльской атомной электростанции знали во всём мире. Это было настоящей трагедией века. Массовому призыву на ликвидацию последствий подлежали мужчины 30-летнего возраста, прошедшие службу в рядах Советской армии. Повестку получил и Василий Кузьмич. Это был 1986 год, собрав все необходимые документы и вещи, он явился в военкомат, но командировку ему отсрочили почти на год.
В сентябре 1987 года в Визинге собрали мобилизованных со всего района. Организованной группой доставили до Емвы, а там уже на поезде до г. Златоуста Челябинской области. Сюда съезжались такие же группы со всего Советского Союза. Здесь прошли необходимые инструктаж по применению индивидуальных средств защиты и обучение работе в зоне радиационного заражения. После этого всех переправили в белорусский посёлок Брагин Гомельской области, где дислоцировались войсковые части Уральского военного округа. Военные из частей жили в палатках, на месте дислокации был введен режим военного времени. Всё было строго организовано и по уставу. Сюда были стянуты и другие войска. Сама же 30-километровая зона вокруг станции была обнесена проволочным заграждением, за неё никого не пропускали.
«Хотя наша командировка состоялась уже через 1,5 года после трагедии, но вид окрестностей был удручающим. Пока ехали вдоль обнесённого колючей проволокой города Припять, мороз по коже не раз пробегал, было жутко. Представьте, огромный город — с богатой инфраструктурой, дома, как новые — но безжизненный и пустой. Страшно...
Потом сама станция — огромная. Конечно, человек, приезжая в Чернобыль, боялся, ждал чего-то страшного, а там шла обычная работа. И люди успокаивались, переставали бояться, но за общей обстановкой всегда следили. Вообще, все работы хорошо планировались, бардака не было. К нашему приезду четвертый энергоблок уже был закрыт бетонным колпаком, уходившим под землю на 30 метров. чтобы грунтовые воды не загрязнили реку Припять, была проведена дезактивация местности. А вот излучение возле АЭС ощущалось буквально физически. В ушах был какой-то неприятный шум, в районе висков были странные ощущения, и во рту постоянно скапливалась слюна. Все это чувствовали постоянно», — делится своими впечатлениями от увиденного Василий Кузьмич.
Потом началась настоящая работа. Возили на станцию на уборку территории, мыли стены внутри помещений, собирали мусор. «Мне предложили остаться работать водителем на станции, — продолжает собеседник. — Над рекой Припять расположен железнодорожный мост. Из п. Брагин до моста людей привозили каждый день в спецмашинах, а уже с моста я встречал их на своём транспорте и вёз на работу непосредственно на станцию к третьему энергоблоку. Сам жил на территории станции в километре от эпицентра взрыва. Радиационный фон здесь был в пределах нормы, у каждого был личный дозиметр. При столовой для нас были оборудованы комнаты. Продукты питания и вода были привозными с безопасных территорий.
Ликвидаторам ежедневно сообщали, какой в данный момент на ЧАЭС радиационный фон, какую дозу они получают. Но что означают эти цифры, большинство просто не понимали. Чувствовали они себя неплохо. Тщательно следили за полученным уровнем радиации, медики дополнительно проверяли. Везде царила стерильная чистота, постоянно шла уборка, помывка и смена белья».
Что запомнилось В.К. Анисимову больше всего, так это важное событие — в декабре 1987 года была возобновлена работа третьего энергоблока станции.
«Сначала и не поняли, что случилось: поднялся шум, пошёл пар, всё задымилось. Потом уже объявили по селектору, что был пробный запуск третьего энергоблока».
Командировка в Чернобыль завершилась в декабре 1987 года. В тот год на зимний период почти всех ликвидаторов распустили. Остались небольшие группы людей по охране и обслуживанию станции. До дома добирались самостоятельно, не стали ждать общий отъезд. Все спешили к родным. Только, как заметил Василий Кузьмич, по возвращении домой нестерпимо болела голова, чувствовалась постоянная усталость, но люди предпочитали объяснять эти симптомы переутомлением.
«Первое время очень волновались, как же будет со здоровьем? Со временем страх притупился. Кое-какая помощь от государства имеется: пенсию оформил в 50 лет, льготы на услуги ЖКХ, путёвки на санаторно-курортное лечение предлагают, правда, сам года три уже не обращался за ними», — отмечает он.
«Страшно, что мир стал забывать об опасности мирного атома. АЭС работают на износ, вновь проходят ядерные испытания, а страны перед друг другом «хвастают» атомным оружием. Забывают о цене жизни и живого вокруг, и что нас ждёт в будущем. Надо всячески избегать таких трагедий. Жить ради мира на всей Земле», — подытожил наш разговор Василий Кузьмич.
За мужество и самоотверженность, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, сопряженных с риском для жизни и здоровья, Василий Кузьмич был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, памятными юбилейными медалями «В память о ликвидации катастрофы на ЧАЭС».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

64