Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

11.05.2017 08:33 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 06.05.2017 г.

Лишь бы не было войны…

Автор: Юлия Першина, учащаяся объединения «Юный журналист» РЦДТ.

Л.М. Ляшева первая в первом ряду.

Девочки! Девчонки! Им по природе положено быть беззащитными, хрупкими, словно цветы. Решать житейские проблемы, защищать дом, приносить в дом кусок хлеба — ведь все это, главным образом, мужская задача. Издавна истинным предназначением женщины было хранить семейный очаг, быть надежным другом для своего мужа, уметь выслушать и дать дельный совет, не скупиться на ласковое слово. Но сколько раз жизнь доказывала обратное, ставила женщин в равные условия с мужчинами, порой даже взваливала на них еще более тяжкую ношу. 

Война — это, пожалуй, самое верное тому доказательство.
Образцом мужества и стойкости настоящей русской женщины можно назвать Ляшеву Лидию Михайловну, простую деревенскую девушку, участницу Великой Отечественной войны. О ее жизни при личной встрече рассказала ее дочь Любовь Алексеевна Ляшева.
Лидия Михайловна родилась в 1922 году в деревне Большой Погост села Визинга. В 1940 году окончила Визингскую школу и в тот же год была направлена в с. Куратово в совхоз имени С.Н. Кирова. Через полгода отправилась на курсы пионервожатых, после по распределению устроилась работать по специальности в Куратовскую школу. Несмотря на юный возраст, дети ее любили, уважали и слушались.
Но война внесла свои изменения в жизнь. Долго по профессии поработать Лидии Михайловне не удалось. Шел 1942-й год. И в день рождения, 27 ноября, в возрасте 20 лет, её призвали на фронт.
Из семьи Ляшевых забрали на войну трех человек: сыновей Петра, Алексея и дочь Лидию. Помощник военкома сказал было, что многовато забрали, оставили мать одну с тремя малолетними детьми, но его слова так и не были услышаны.
Набрали тогда из Сысолы 20 девушек, направили в Архангельск. Попала Лидия в пулеметный расчет, который дислоцировался на острове Двинская Губа. В части девушки первым делом были отправлены в баню. А вода в ней ледяная, что топили, что нет, кое-как помылись. Выдали новую одежду, да всем одного размера, а ту, в которой приехали, забрали. Очень жалко Лиде было полушубочка, благодаря ему в дороге не мерзла. Просила, чтоб разрешили домой его отправить, не отправили, конечно.
Времена были трудные. Стоял невыносимый холод, а на плечах была одна шинель, иногда высыхать не успевала, так мокрую и надевали. Вдобавок на троих лишь старенькую фуфайку да валенки выдали, так и менялись. Кормили солдат скудно, варили мерзлую, гнилую картошку. Просили у повара, нет ли чего другого, вдруг завалялось. Так он отвечал, что сам ничего с утра не ел.
В условиях постоянного холода и голода Лидия Михайловна заболела, лечение не помогало. Как-то ночью вызвали ее в штаб, думала, комиссуют, но нет, оставили служить в штабе в городе Архангельске. Научилась она там узнавать самолеты по очертаниям в небе и даже по звуку. Была стрелком в аэродромной службе в летной части 725 истребительно-авиационного полка.
Здесь условия были куда лучше: и кормили нормально, и одевали теплее. Девушке не раз приходилось вставать среди ночи, участвовать в патрулировании, чистить пулеметы.
Повезло им с командиром, хороший был человек. Приходил к ним в землянку, садился, просил коми песни спеть, говорил, больно они душевные. В честь очередного прорыва наших войск на фронте в авиационной части был организован концерт. В политзале собрались все солдаты, не протолкнуться. Тогда командир и попросил коми девушек, в том числе и Лиду, спеть. Они не растерялись, исполнили коми песню. Всем по душе эта песня пришлась, репортер за ними все с вопросами бегал, о чем песня, да как у них так задушевно получилось. А девушки только и рады, что смогли про малую родину свою спеть, да солдат ободрить.
К осени 1944-го у Лидии Михайловны стали очень болеть руки. Левая начала опухать, пальцы стали деформироваться. Девушка хотела лечиться в армейском госпитале, хотелось вместе со своими товарищами встретить победу, но врачи отправили ее домой.
За время отсутствия Лидии в семье произошла большая трагедия — брат Пётр пропал на войне без вести.
После войны Лидия Михайловна с подругами уехала в Ростовскую область, окончила там юридическую школу. Война хоть и закончилась, но трудности продолжались. Зная, как голодают дома, Лидия всю свою стипендию отправляла родным, чтобы прокормить своих сестричек.
После учебы направили Лидию Михайловну работать судьей в Ростов. В начале 1950-х она вернулась в родные края. Вырастила дочь, работала в нотариальной конторе в Княжпогосте, курировала три района: Сысольский, Койгородский, Прилузский. В общем, вела активную жизнь.
Лидия Михайловна — настоящий герой. Невозможно остаться равнодушным, узнав историю ее жизни. Она была обыкновенной юной девчонкой, когда попала на войну. И все девушки на войне — были просто девочки: хрупкие, беззащитные, ранимые, но сколько лишений они терпели ради будущего на Земле. И смерть видели, и друзей теряли, и голодали, и недосыпали – и ничего, ни у кого и в мыслях не было сдаться. Не зря то поколение называют «железные люди». Они имели такой стальной характер, стержень, который не давал сломаться под тяжестью жизненной ноши. Да, может, они и не хотели быть такими, да жизнь заставила, война приказала. У войны — не женское лицо, да как говорится, война не выбирала в какой дом зайти, кого на фронт забрать.
Из воспоминаний Любови Алексеевны, можно с уверенностью сказать, что после войны её мама скучать себе не давала: варила варенья, пекла, ухаживала за огородом. Она была необычайно светлым, позитивным человеком с обостренным чувством справедливости. Жизнь научила всему, поэтому ее можно назвать по-настоящему мудрой женщиной. Свою дочь она всегда учила такому правилу — научись защищать себя сама. Кому как не ей знать, что полагаться нужно только на себя.
Даже на пенсии она следила за всеми событиями, происходившими в стране, и на все трудности отвечала одинаково: «Все временно! Лишь бы не было войны…».
Рассказывать о войне Лидия Михайловна не любила, как, наверное, и многие другие, прошедшие через неё. Те воспоминания только бередят старые душевные раны, причем их так просто не успокоишь, мазью не намажешь да в шаль не завернешь. На приглашения в школу идти отказывалась, говорила: «Как начну рассказывать — заплачу, ничего сказать так и не смогу».
Каждое 9 мая Лидия Михайловна плакала, вспоминая те страшные годы, но на парад всегда ходила, считала это честью, обязанностью и долгом перед своими не вернувшимися с фронта товарищами.
В 2005 году её не стало.
Я могу сказать, что на Лидию Михайловну хочется равняться. Пройдя через всю войну, она не утратила в себе человечности, веру в лучшее и интереса к жизни.
И я, как и она, тоже считаю, что все в жизни можно пережить, главное, чтобы не было войны...
 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24