Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

08.10.2013 11:49 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 116 от 03.10.2013 г.

Приучайте слушать и слушаться

Если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его приучите к тому, чтобы он вас элементарно слушался.

Вы говорите ребёнку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что пора оторваться от компьютера и сесть за уроки, он недовольно морщится: «Отстань!». Это непорядок.
Маленького ребенка приучить слушаться родителей несложно, научить тому же подростка – задача архисложная, для большинства родителей нереальная. Чтобы не сталкиваться с этими трудностями, приучайте ребенка вас слушать и слушаться — начиная с детства.
Самый простой алгоритм, который вам в этом поможет – алгоритм «Семь шагов».
Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.
Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! Замечательно!» — вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он приучается вас слушать.
Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.
Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше — прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему, то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали — он должен прийти. Сразу не идет — повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», и поцеловать!
Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка — в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.
Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важны. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!», то скоро ребенок начнет вас понимать. Это — важно!
Шаг 4. Требуйте минимум, но когда вас поддержат все.
Ребенок уже достаточно подрос, чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, поднять упавшую варежку самому, положить кашу себе в рот самостоятельно... Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими.
Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих — свои просьбы и требования пока уберите, делайте то, что вы хотите от ребенка — сами.
Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже немного хочется.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен: убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин. Скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы — воспитатель, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.
Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания.
Постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.
Правила подкрепления:
Правило нужного момента или точка бифуркации. Точка бифуркации — момент внутреннего выбора, когда человек колеблется, решает сделать то или иное. Когда человек легко может сделать как один, так и другой выбор, тогда малейшее подталкивание в нужную сторону дает эффект.
Нужно приучить, чтобы ребенок, выходя на улицу, выключал за собой свет в прихожей (брал мобильник, или говорил когда вернется). Если вы выразили недовольство, когда он в очередной раз вернулся (а свет горит, а телефон забыл...), эффективность никакая. А если вы подсказали, когда он в прихожей и собирается на выход — он все сделает с удовольствием.
Инициативу поддерживать, а не гасить. Подчеркивать успехи, а не ошибки. Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.
Осуждать проступок, поддерживать личность. Проступки детей можно осуждать (отрицательно подкреплять), но сам ребенок, как личность, пусть от вас получает поддержку.
Формирование нужного поведения. Имейте четкую цель, знайте — какое нужное поведение вы хотите выработать.
Умейте замечать даже маленький успех и обязательно радуйтесь ему. Процесс формирования нужного поведения — процесс длительный, не нужно его форсировать. Если ваш способ обучения не работает раз за разом, не торопитесь с наказаниями, лучше смените способ обучения!
Имейте четкую градацию подкреплений — отрицательных и положительных — и вовремя их используйте. Более всего тормозит процесс формирования нужного поведения нейтральная реакция на то или иное действие. Причем лучше использовать как отрицательное, так и положительное подкрепление в равной мере, особенно на первых порах обучения.
Мелкие частые подкрепления действуют лучше, чем редкие крупные.
Формирование нужного поведения более успешно тогда, когда между обучающим и обучаемым есть хороший контакт. В противном случае обучение становится или невозможным, или имеет предельно низкую эффективность и ведет к полному разрыву контакта и отношений.
Если вы хотите пресечь какое-то нежелательное действие, мало за него просто наказать — покажите, что вы хотите, чтобы было.
Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил).
Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться — перед вами уже взрослый человек. Вы — воспитали взрослого, ответственного человека!
Возраст, в котором алгоритм «Семь шагов» работает наилучшим образом, — от 2 до 12 лет. После 12 лет воспитанный ребёнок должен уже стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его самовоспитании и лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.

Н. Кинева, педагог-психолог ТЦСОН.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

43