Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

29.12.2014 14:05 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 149-150 от 18.12.2014 г.

Торпыриг (осколки)

Автор: Алексей Голосов

Отрез на костюм
В обширном роду Семан из визингской деревни Луч было несколько замечательных людей, оставивших яркий след в истории Сысольского района. Об одном из них, бывшем партийном и советском руководителе района Егоре Дмитриевиче Голосове, я уже писал. Теперь о Глафире Михайловне Майбуровой (Голосовой), которая долгое время возглавляла потребительскую кооперацию Сысолы. 


Давным-давно в деревне Нижний Конец (Ултас), ставшей в советское время Лучом (даже дорожный указатель появился при въезде в Визингу со стороны Сыктывкара), проживали четверо мужиков с фамилией Голосов и отчеством Осипович. У всех было одно прозвище – Семан. Предполагаю, что Осиповичи – братья.
Старший из них Александр Осипович (примерно 1846 года рождения). Названный выше Егор Дмитриевич – его внук. Следующий по старшинству – Павел Осипович. Он был моложе Александра на три года.
У Павла было трое сыновей – Алексей, Михаил и Степан. Что стало с первым из них, мне неведомо. На 1916 год 29-летний Алексей находился в отлучке. Возможно, был на войне с германцами. Второй погиб еще до переписи. Судя по всему, на той же самой войне. Третий, Степан, сложил голову в Великую Отечественную. Точнее, рядовой Степан Павлович Голосов пропал без вести в феврале 1942 года, вскоре после прибытия на передовую, оставив вдовой жену Марию Григорьевну и сиротами дочь Раису и сына Владимира.
Глафира Михайловна, как нетрудно догадаться, дочь Михаила. Она была старшей в семье – родилась в 1910 году. В следующем году появилась на свет сестра Клавдия. В 1914 году семью Голосовых пополнил сын – Дмитрий Михайлович. Он пропал без вести в марте 1944 года. Старший лейтенант Красной армии, служил в противотанковой артиллерии. Их мать Мария Сергеевна Голосова осталась вдовой, когда ей еще не было 25 лет. Я хорошо знал эту замечательную коми женщину (урожденную Карманову из деревни Сорд), прожившую 93 года.
Изба Павла Осиповича Голосова, в которой Мария Сергеевна вырастила детей, была огромной, чуть ли не в восемь окон по фасаду, которые глядели на проходивший по деревне тракт с севера. Я помню этот дом. Он стоял в той части деревни, которую местные называют Чоййыв, возле проулка, который вел к одной из конюшен колхоза «Луч». Теперь ни дома, ни конюшни не существует.
Конюхом на этой конюшне работал мой дед Егор Голосов. Его отца звали Степан Осипович. Он третий из предполагаемых братьев.
О судьбе самого младшего брата из рода Семан — Алексея Осиповича, его двух сыновей и дочери мало что известно. Его дом стоял окнами на север в нижней части деревни справа от дома Дмитрия Александровича Голосова, приходившегося Алексею Осиповичу племянником. На его месте сейчас стоит дом, построенный Анатолием Майбуровым (Дяпки Толя). За избой Алексея, чуть правее, в глубине, стояла изба Степана Осиповича Голосова. Спустя время его младший сын Иван (Брычко) перенес дом впритык к улице.
Но вернусь к Глафире Михайловне. Образование у нее было невеликим – пять школьных классов. Поступила учиться накануне Октябрьской революции, а забросила учебу в 1922 году. Пришлось вкалывать в хозяйстве деда и матери. Времена были голодными.
Она рано вышла замуж за односельчанина из рода Дяпки. Самым плодовитым из этого рода был Спиридон Михайлович Майбуров (1847-1932). Он с женой Марией Александровной вырастил 12 детей. Вторым по старшинству был Василий Спиридонович (родился в начале семидесятых годов 19 столетия). Сын Василия Иван и взял Глафиру Голосову в жены. Он был старше жены лет на девять. У супругов родились два сына, но оба умерли в младенчестве.
В 1929 году в деревне Нижний конец (Ултас) организовали колхоз «Луч». Вступали ли в него отец и сын Майбуровы, доподлинно не известно. По словам Марины Ивановны Порошкиной, ее покойный отец Иван Павлович Майбуров говорил, что Василия Спиридоновича раскулачили, и в начале тридцатых годов он подался в Саратов. Следом уехал сын Иван. Предварительно он развелся с женой. В поволжском городе Иван Васильевич снова женился, у него появились дети.
Но есть и иная версия, которую мне изложила двоюродная сестра Марины Ивановны Земфира Семеновна Томова. Василия Спиридоновича действительно раскулачили, и он сбежал в Сибирь. Один, без жены. Та до смерти прожила в одном доме со снохой. А муж Глафиры Михайловны Иван Васильевич якобы не вернулся домой после войны, оставил ее.
Трудно сказать, что было на самом деле. Одно ясно: личная жизнь Глафиры Михайловны Майбуровой не сложилась. Замуж она больше не выходила, детей не имела. До самого конца проживала в самой большой в округе избе с башенками («рогами») по краям фасада, которую построил свекор. Неподалеку от нее до сих пор стоят избы младших братьев Василия Спиридоновича – Павла и Михаила.
Глафира Михайловна всю себя отдавала работе и общественной жизни. Вступила в ВКП(б). Молочно-товарная ферма, которой заведовала, стала одной из лучших в Коми автономной области.
14 декабря 1933 года президиум Коми облисполкома принял постановление «О премировании лучших колхозов и ударников-колхозников животноводства Коми области». 21 декабря областная газета «За новый север» опубликовала фотографии награжденных и сообщила, за что они получили премии и какие. О Глафире Михайловне было написано: «дала прирост стада, повысила удойность, сократила отход молодняка, является лучшей ударницей колхоза». Ударнице вручили отрез на костюм.
Газетный снимок Глафиры Михайловны помог мне опознать ее на групповой фотографии 1932 года, электронную версию которой мне передала редакция «Маяка». На переднем плане сидят пожилые люди – три степенные женщины и усатый мужчина. Сзади стоят три дамы. Глафира Михайловна в центре – молодая, красивая.
Она заведовала фермой с 1932 по 1937 год. Потом, как сообщила районная газета «Сыктывса ударник» 5 февраля 1953 года, «за честный труд в колхозе товарища Майбурову выдвинули заведующей райсельхозотделом, а после этого — заместителем председателя райисполкома по гособеспечению». В 1943-м ее направили учиться на советско-партийные курсы. После учебы работала председателем Визингского сельсовета. В 1945 году обучалась на курсах по подготовке торговых работников при Высшей торговой школе. С 1946 года – председатель Сысольского райпотребсоюза. Работала на этой должности почти до конца жизни.
Глафиру Михайловну неоднократно избирали депутатом райсовета и членом райкома партии. Однажды в пятидесятых годах в составе райкома вместе с ней оказалась и сестра – Клавдия Михайловна Митюнина (Голосова, Третьякова). Сестра на тот момент руководила тракторной бригадой Визингской МТС.
Глафира Майбурова была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». О других наградах не знаю. Жизнь ее оказалась короткой – менее шестидесяти лет. Точная дата кончины мне не известна.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

493