Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

22.10.2015 09:17 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

22 октября - праздник Белых журавлей

Автор: Елена Куратова.

Николай Михайлович Куратов.

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...
В 1965 году Расул Гамзатов написал свое знаменитое стихотворение “Журавли”. На Кавказе есть поверье, будто павшие на полях сражений воины превращаются в журавлей. 
22 октября в России отмечают праздник Белых журавлей. Этот день посвящается вечной памяти тех, кто погиб на поле брани во время военных действий и конфликтов. Он олицетворяет чувство благодарности и признательности за героизм и отвагу, беспрецедентное мужество и любовь к своему Отечеству. 


НЕ ВЕРНУЛСЯ С ВОЙНЫ...

Иван Николаевич Куратов из д. Заречной никогда не видел своего отца. Тот был призван Сысольским райвоенкоматом 19 июля 1941 года, а в сентябре родился его сын. Малыш был очень слабым, родные думали, что не жилец он на этом свете, но после того, как ребенка окрестили и повесили на грудь металлический крестик, мальчик стал крепнуть. Много писем написал молодой отец любимым жене и сыну, мечтал увидеть их, строил планы на будущее. Однако судьба распорядилась иначе.
В начале 1942 года, согласно замыслу Ставки Верховного главнокомандования, советские войска Волховского, Ленинградского и Северо-Западного фронтов предприняли общее наступление с целью разгрома немецкой группы армий «Север» и полного освобождения Ленинграда от блокады. Важная роль в наступлении отводилась и 4-й армии, которой была поставлена задача ликвидировать противника в районе Киришей, а затем развивать наступление в направлении Любани.
Бои сразу же приняли затяжной и ожесточенный характер. Части армии вели наступление в крайне тяжелых условиях. В сильные морозы бойцы и командиры не получали продовольствие по несколько дней, а эвакуация раненых и оказание первой помощи не были организованы должным образом. Кроме того, командующий армией генерал-майор П.А. Иванов широко практиковал тактику штыковых атак сильно укрепленных позиций противника. Как следствие, наступающие дивизии, многие из которых были крайне измотаны ещё в предыдущих боях, несли неоправданно высокие потери.
Не удалось выжить и Николаю Куратову из с. Сталино, воевавшему в составе 376 СД за Киришский плацдарм. Он погиб в бою 7 марта 1942 года и был захоронен в д. Ларионов Остров Киришского района Ленинградской области.
Иван Николаевич рассказывает, что в детские годы как-то не думал об отце, нет его и нет, он его и не знал. Только фотография осталась в память о родном человеке. А также после похоронки назначили ему пенсию по потере кормильца в размере 18 рублей, которую он получал до совершеннолетия.
Отец родился в д. Куратчино с. Сталино (29 марта 1962 года с. Сталино было переименовано в д. Заречное). Родители, Михаил Изосимович и Екатерина Харитоновна, подняли на ноги четверых сыновей: Ивана, Степана, Николая и Григория. Все они были грамотными людьми, получили образование. Все четверо с началом Великой Отечественной войны были призваны на фронт и только двоим из них, Ивану и Степану, довелось вернуться домой.
Старший Иван, 1912 года рождения, был призван в ноябре 1941 года, служил в составе 7 стрелковой роты 1080 СП 310 СД Карельского фронта, был старшиной медслужбы, награжден медалью «За боевые заслуги». После войны с супругой подняли на ноги троих детей.
Степан, 1914 года рождения, призван в июне 1941 года Сыктывкарским РВК, был старшим сержантом, служил помощником командира взвода автороты 4-го батальона аэродромного обслуживания. В 1943 году был награжден медалью «За боевые заслуги». После войны был председателем сельского совета, с супругой вырастил дочь Тамару.
Самый младший Григорий, 1922 года рождения, призванный 25 августа 1941 года, погиб в Чехословакии. В ОБД Мемориал написано, что «гвардии младший лейтенант, командир минометного взвода 313 гвардейского стрелкового полка110 Гвардейской стрелковой Александрийской дважды Краснознаменной ордена Суворова дивизии Григорий Михайлович Куратов погиб 16 февраля 1945 года. Захоронен на кладбище юго-восточной окраины села Лодзань Крупинского уезда, Чехословакия».
Интересен тот факт, что во всех представленных военных документах из родных Григория везде указана жена брата — Наталья Ефремовна Куратова — мама Ивана Николаевича.
Наталья до брака с Николаем уже была замужем, но молодой муж погиб в 1939 году в финскую кампанию. Свекровь жалела молодую и трудолюбивую невестку, поскольку ее, не имеющую детей, то и дело отправляли в колхозе на самые тяжелые работы. Она посоветовала ей не отказывать сватам и выйти повторно замуж. Тем более, сватавшийся из д. Куратчино Николай Куратов, недавно вернувшийся из армии, слыл хорошим и добрым человеком. Однако со вторым мужем также не получилось пожить счастливо, в 1942 году он сложил свою голову на поле брани. В дальнейшем, не желая больше испытывать судьбу, Наталья Ефремовна на предложения о замужестве не отвечала, одна растила и воспитывала сына.
Кстати, ее родной брат Степан Ефремович Пунегов, 1923 года рождения, также не вернулся с войны. Младший сержант, башенный стрелок 2 танкового батальона 222 ОТбр погиб в бою 25 марта 1943 года, похоронен в п. Красный Бор Тосненского района Ленинградской области.
Мать с сыном проживали в родительском доме мужа, на самом краю села. До сих пор он стоит на горке на въезде в д. Заречную. Вернувшиеся с войны старшие братья не стали претендовать на дом, они поселились со своими семьями рядом, помогали молодой вдове с племянником. Иван Николаевич рассказывает, что дядя Степан покупал ему костюмы для школы вплоть до 5 класса.
Наталья Ефремовна всю жизнь проработала вначале в колхозе, а затем в совхозе. Ежегодно зимой отправляли работников на лесоповал, летом от зари до зари трудилась на сенозаготовке. Была разнорабочей, затем трудилась фуражиром. В 60 лет вышла на пенсию. Ивану с малых лет пришлось помогать матери и на работе, и дома. «Зимой ездили за сеном за 15 км, тогда были очень крепкие морозы. К тому же во время и после войны было очень много волков, они даже по деревне ходили, людей не боялись. Жилось в те времена очень трудно, но у людей была надежда, что все наладится. Мы, дети, помогали взрослым, чем могли. Очень выручала нас наша корова».
Наталья Ефремовна была грамотной, по словам сына, она хорошо читала и писала. Иван пошел в школу в восемь лет. В семилетнем возрасте на первом уроке вытащили с другом кусок хлеба, на что учитель К.С. Лушков сказал ему еще побегать и приходить в школу на следующий год.
«До 4 класса школьники каждый год осенью убирали горох, собирали колосья, для каждого ученика была своя норма. С 5 класса в летнее время рядом со взрослыми работали на сенокосе, я три года косил на конной косилке. Тогда заготавливали сено вдали от деревни, в 10-15 километрах, поэтому приходилось работать с ночевкой. Утром поднимали косить очень рано, днем сгребали сено. Лето было очень жарким, выручала только речка». До 7 класса Иван учился в деревне Чоййыв, 8 класс закончил в Куратовской средней школе.
В 1959 году получил паспорт и уехал в с. Визинга, работал плотником коммунального хозяйства, одновременно там же окончил вечернюю школу. Жил в общежитии, где комнату ему выделили с места работы. В 1961 году призвали в армию, три года служил в секретных ракетных войсках стратегического назначения в Западной Белоруссии. Вернувшись, вновь устроился на родное предприятие, 10 лет работал плотником. В 1975 году прошел курсы шоферов и автокрановщиков. Работал автокрановщиком в тресте «Комисельстрой» до выхода на пенсию в 1997 году. В этом же году с супругой вернулись в родное село, где еще пять лет он работал сторожем в Зареченской школе. Общий стаж работы Ивана Николаевича более 40 лет.
С супругой Анной Александровной воспитали двоих детей, Николая и Марианну. Две внучки супругов уже взрослые.
Иван Николаевич замечает, что только сейчас, спустя годы, он начал думать о том, что упустил время, не интересовался своим родом, отцом, не знает, где могилы дедов и прадедов. В 1957 году, когда разбирали родительский дом, находили много фронтовых писем от отца и его брата Степана, но, к сожалению, ни одно не удалось сохранить. Мать ушла из жизни двадцать лет назад, сейчас спрашивать об отце не у кого. Года три-четыре назад он обращался в военкомат, но информации там тоже оказалось немного. Мечтает Иван Николаевич побывать на могиле своего отца, но в силу возраста уже проблематично трогаться в дальний путь.
Только с фотографии смотрит на него его молодой двадцатипятилетний отец, сложивший свою голову ради счастливой и мирной жизни своего единственного сына Ивана, которого ему так и не довелось обнять и прижать к сердцу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

136