Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

13.04.2015 13:16 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35-36 от 28.03.2015 г.

Горжусь своей бабушкой

Р.В. Шарпина со своим первым выпуском. Заозерская школа. 1962 год.

Наверное, нет такой семьи в нашей стране, которую бы не затронула Великая Отечественная война. На борьбу с врагами поднялся весь народ от мала до велика: кто воевал на фронте, кто ковал Победу в тылу. Много людей погибло в те страшные годы, много детей осталось без отцов. В их числе и моя бабушка – Роза Васильевна Шарпина, в девичестве Бессонова.

Роза Васильевна с супругом.
В кругу родных.

Родилась моя бабушка в с. Визинга 12 марта 1930 года. Отец, Бессонов Василий Александрович, работал бухгалтером в Визингском лесопункте (промкомбинате). Мама, Анна Алексеевна, трудилась дояркой в колхозе «Красный май». В семье, кроме Розы, было еще четверо детей: Зина, Генрих, Феликс (умер от воспаления легких в младенчестве), Нина.
Из воспоминаний бабушки я узнал, что до войны они жили в достатке: родители хорошо зарабатывали, семья ни в чём не нуждалась. Жили дружно, весело. Часто к ним в гости приходили друзья со своими детьми. Вместе пели песни, играли. В Визинге в здании начальной школы были организованы курсы для неграмотных и малограмотных мам. Их учили писать, читать, считать. Мама бабушки ходила на эти курсы, а вместе с ней занималась и маленькая Роза. В шесть лет она могла уже писать и считать.
В 1937 году 1 сентября отец повел её в школу. Но её не приняли, так как ей ещё не было восьми лет (тогда были такие правила). Но Роза все равно приходила в школу, стояла возле дверей и слушала уроки. И всё же по просьбе отца её взяли в школу.
Учила её строгая, но справедливая Агния Федоровна Другова. В школе проводились различные кружки: девочки шили, вышивали, вязали. К окончанию начальной школы были сданы нормы БГТО и ЮВС (Будь готов к труду и обороне, Юный ворошиловский стрелок). Во время каникул дети играли с мячом, в прятки, лапту. Играли часто в войну: церковь была разрушена, кругом горы кирпича, ребята делились на два лагеря и «дрались» друг с другом. Зимой катались на лыжах, санках, санях. Кроме этого, старшеклассники показывали различные спектакли. По словам бабушки, детство у нее было веселым и беззаботным, пока не началась война.
В 1941 году Розе исполнилось 11 лет. Отца забрали на фронт. Маленькой Розе пришлось идти работать. Она помогала матери ухаживать за коровами, пасла овец. С весны ребята пололи всходы озимых, летом работали на сенокосе, осенью на уборке урожая. В дождливые дни, когда на полях невозможно было работать, ходили в лес за ягодами и грибами. Целым классом сдавали в сельпо ягоды для отправки на фронт. Организовывал детей учитель математики Алексей Иванович Холопов. Также зимними вечерами они вязали рукавицы и носки для фронта.
Во время зимних и летних каникул ребята совместно с учителями ставили сценки, выступали перед взрослыми. С пятого класса проводились занятия по военному делу: изучали мелкокалиберную винтовку. По окончании курса сдавали экзамен по теории и практике. У каждого учащегося были деревянные ружья, гранаты, лопаточки. Организовывались военизированные походы и военные игры. В школе ежедневно проводилась физзарядка. В каждом классе был выбран физорг. Зарядка проводилась на улице. Опоздавших учащихся наказывали пробежкой до Морозовской горки и обратно.
Трудно было и с книгами, и с учебными принадлежностями. Тогда не было бесплатных учебников, тетради выдавались только на контрольные работы, вместо тетрадей пользовались книгами, писали между строчек, выдавали одно перо №86 на целый год. Ежегодно проводились переводные экзамены по всем предметам. Хоть жизнь была трудной, но маленькая Роза старалась учиться хорошо. Отец очень хотел, чтобы дочка получила образование.
По окончании 7 класса Роза поступила в педагогическое училище. Приняли ее без экзаменов, так как оценки были хорошие. Училась первый семестр, жила у тети в маленькой квартирке. В годы войны получали карточки, по которым выдавались продукты. Эти карточки были утеряны двоюродной сестрой, жить стало совсем плохо, и моей бабушке пришлось вернуться домой. Она пошла учиться в восьмой класс, но приняли ее только через год. Пока был перерыв в учебе, помогала матери в колхозе. Участвовала вместе с сестрой Зиной в разных сельскохозяйственных выставках. Не раз награждались то туфлями, то материалом на пальто.
С восьмого по десятый класс в школе было немного учащихся. Кто плохо учился, или у кого условия жизни были очень тяжелыми, после седьмого класса уходили учиться в ФЗО. В старших классах преподавали заслуженные учителя: Анна Ивановна Емельянова, Анна Алексеевна Приезжева, Анна Александровна Кузнецова, Екатерина Афанасьевна Панева, Алевтина Ивановна Карманова, Парасковья Афанасьевна Морозова, директором был Александр Афанасьевич Канов.
9 мая 1945 года был объявлен субботник по заготовке дров для школы, но по радио сообщили о том, что закончилась война. Был устроен большой праздник.
Окончив Визингскую школу, моя бабушка пошла учиться дальше. Её не хотела отпускать мама, но все же согласилась с условием, чтобы она поступила на двухгодичные курсы. Но Роза поступила на те, где надо было учиться четыре года. Она с детства любила математику и поступила на физико-математический факультет. Бабушка рассказывала: «Учиться было трудно, но интересно. Иногда приходилось питаться одним хлебом да водой. По физике почти всегда проводились опыты. Спортивных костюмов тогда не было, а уроки физкультуры были обязательны, приходилось девчонкам спортивные штаны из хлопчатобумажной ткани носить по очереди. Сокурсники поддерживали друг друга, помогали. А какие концерты готовили…».
После пединститута в 1952 году бабушка была направлена в Пезмог учителем математики и физики. Проработала там два года. Вышла замуж за моего дедушку Якова. Переехали они жить и работать в с. Пыелдино, затем в п. Заозерье. В Заозерской школе Роза Васильевна работала с 1959 по 1992 год, из них директором — 12 лет, завучем — 7 лет. Выпускных классов было много.
Она часто вспоминает, как вместе с детьми в Пыёлдине готовили и ставили столбы, протягивали провода, чтобы в школе был свет. Совместно с родителями и детьми заготавливали дрова, копали картошку… В Заозерской школе хорошо работали пионерская и комсомольская организации. Ребята, родители, учителя принимали активное участие в сборе макулатуры, металлолома, золы. проводились интересные мероприятия по математике и физике, уроки, вечера отдыха.
Бабушка вспоминает, что с ней работали очень хорошие и отзывчивые люди: Иван Васильевич Парнев, Ольга Вениаминовна Скрипова, Мая Васильевна Загирова, Лия Пантелеймоновна Гордеева, Елизавета Константиновна Горчакова, Градислава Петровна Рось и многие другие. Вспоминает своих лучших учеников — Раю Бутарину, Свету Таланкину, Сергея Карпова, Колю Куликова, Славу Альфова, Олега Калашникова, Лену Парневу да и всех учеников, которых учила.
Общий стаж работы в школе у моей бабушки около сорока лет. Она имеет звание «Заслуженный работник науки и культуры Коми АССР», награждена медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Я очень люблю свою бабушку и горжусь ею.
История совершается людьми. А это — наши дедушки и бабушки! Мы должны гордиться ими, уважать и помнить о них всегда. Их истории жизни надо передавать из поколения в поколение. Наши дети должны знать о том страшном времени, которое пришлось пережить нашим родным…
Василий Пахомов, учащийся Визингской школы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

250