Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

21.04.2015 14:42 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 11.04.2015 г.

Фронтовые дороги Ивана Морозова

Жизнь и деятельность И.П. Морозова, видного государственного и политического деятеля, 22 года руководившего нашей северной республикой, стала уже историей. Сегодня мы откроем страницы фронтовой биографии Ивана Павловича.

И.П. Морозов зажигает Вечный огонь у мемориала в Сыктывкаре.

На календаре 1939 год. Иван Морозов закончил семилетнюю школу. На выпускной фотографии на груди у него, да и у других юношей и девушек, значки ОСОАВИАХИМа СССР (общество содействия обороне и авиационному и химическому строительству). В этой организации молодые люди овладевали военными знаниями, закалялись физически, становились политически грамотными.
Свидетельство об окончании школы подписали директор школы и трое учителей, все они впоследствии приняли участие в Великой Отечественной войне. Директор Владимир Феофилович Чабанов в самом начале войны в Прибалтике попал в плен, из которого ему удалось вырваться. Принимал участие в освобождении Венгрии, Чехословакии. 43 года проработал в Межадорской школе.
Петр Алексеевич Истомин — учитель военной подготовки, демобилизован в начале 1943 года в связи с ранением. Учитель биологии Николай Викентьевич Турубанов погиб, защищая Смоленск. Учитель истории Андрей Алексеевич Дикоев в 1943 году пал смертью храбрых в Краснодарском крае.
Иван Морозов решил посвятить себя медицине, поступил в фельдшерско-акушерскую школу города Сыктывкара. Выпуск новоиспеченных медиков состоялся на полгода раньше, поджимала грянувшая война. Выпускники один за другим получали назначение в действующую армию. А юного невысокого ростом Ваню отправили работать по специальности в поселок Абезь, это недалеко от города Инты.
Трижды просился сельский паренек на фронт, но только когда ему исполнилось 18 лет, добился своего. Ни проводов, ни расставаний не было. Уже в дороге родным в Межадор послал телеграмму. Мама Екатерина Николаевна потом с горечью приговаривала: «Все матери сыновьям в дорогу кладут домашнюю выпечку, теплые носки, чистую рубаху, а я даже не видела, как он уехал».
Воевал Иван в снайперской роте 100-й стрелковой бригады в составе третьей армии Калининского фронта. 100-я бригада была сформирована в столице Казахстана в г. Алма-Ата. В её составе в основном были казахи, а пополнение произошло в Москве бойцами других национальностей. Бригада участвовала в наступательных операциях 1942-43 годов при освобождении Калининской, Смоленской, Псковской областей, городов Белый, Рудня, Великие Луки, Невель.
В самые жаркие дни боев солдат Морозов стал членом Коммунистической партии. Вот что он пишет в письме автору книги «Дороги памяти» М. Харитонову: «В октябре 1943 года меня приняли в члены КПСС. Тогда я был комсоргом батальона. Партийный билет вручал начальник политотдела товарищ Баишев (казах) в воронке от разорвавшегося немецкого снаряда во время артподготовки». Книга «Дороги памяти» — это боевая летопись 100-й стрелковой бригады, на страницах которой есть запись и про бойца Морозова. Книгу нам выслали из областной библиотеки г. Пскова, где есть и фотография Баишева, вручившего Ивану партбилет. Сактаган Баишевич после войны стал видным учёным, академиком, 30 лет исполнял обязанности депутата парламента Казахстана. Его именем названы улица в Алма-Ате, школа в родном селе Темире, библиотека и университет в г. Актюбинске.
Но вернемся к судьбе Ивана Павловича. После полутора лет тяжелых боев Иван Морозов вступил в самый трудный и последний бой. В воспоминаниях он пишет: «В первых числах ноября мы наступали за городом Невелем. Из батальона оставалось в живых около 40 человек. Деревню надо было удержать любой ценой. Заместитель комбата послал меня с приказом собрать хозвзвод и привести это подкрепление в деревню. Надо было проскочить между озером Большой Иван и фашистами, но нас заметили и накрыли минометным огнем. Меня тяжело ранило. Выбирался на спине. Приказ передал». Несмотря на то, что пуля раздробила ему левый локтевой сустав, он смог добраться до своих. За выполнение этого задания Ивана Павловича наградили медалью «За боевые заслуги».
После ранения, 5 ноября 1943 года, молодой боец был доставлен в госпиталь г. Великие Луки. Немцы, зная, что у Красной армии 7 ноября большой праздник, 26-летие Октябрьской революции, решили город к этому дню стереть с лица земли, прицельно били из тяжелых орудий. Трое суток раненые лежали без пищи и воды в подвалах, не было ни одного уцелевшего здания. Затем были госпитали в городах Торжок, Кострома.
В связи с ранением демобилизовали Ивана Павловича в 1944 году. Когда вернулся домой, даже сестры поначалу не узнали его — худой, лицо почерневшее, одного цвета с поношенной гимнастеркой.
Войну, так страшно перепахавшую жизнь всей страны, родной республики, его собственную жизнь, Иван Павлович вспоминать не любил. И что рука изранена, не показывал, на ноющие боли не жаловался.
Бывая в родном селе, Иван Павлович всегда посещал обелиск павшим воинам-межадорцам. Он говорил: «Когда я учился в школе, почти половина нашего класса носила фамилию Морозов, но я оказался единственным Морозовым, вернувшимся с фронта».
В год шестидесятилетия со дня образования Республики Коми в Сыктывкаре был открыт памятник-мемориал погибшим воинам. Почётное право зажечь Вечный огонь было предоставлено первому секретарю обкома партии, фронтовику, участнику Великой Отечественной войны, награжденному медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны I степени и тремя орденами Ленина за трудовые успехи — Ивану Павловичу Морозову.
Кристина Сухарева, учащаяся Межадорской школы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

317