Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

28.05.2015 11:44 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 51 от 23.05.2015 г.

Дети в оккупации

Одна из последних фотографий с правнучкой Юлей.

В августе 1954 года в Сысольский район в новый поселок еще без названия приехала большая семья Киященко. Поселок навсегда стал их малой родиной.
Иван Тимофеевич  и Мария Ефимовна в числе многих прибывших стали первыми строителями поселка, которому вскоре придумали название — Первомайск. Они были в центре общественной жизни, здесь многое построено их руками. Возможно, их созидательная активность объяснялась тем, что оба пережили тяжкое время — фашистскую оккупацию. Он в Белгородской области, она — в Харьковской. В начале немецкой оккупации им было по 13 лет. 


Белгородская область была оккупирована фашистами  с 24 октября 1941 года по 8 февраля 1943 года. Самое страшное, что началось с приходом фашистов, — это полный беспредел. Проходя по улице, немцы могли кого угодно застрелить, ограбить или поджечь дом. Иван помнил, когда фашисты ворвались в родительский дом, их, троих братьев, немец поставил к печке и навел на них автомат. Его мать бросилась в ноги к солдату, умоляя не убивать детей. Она знала несколько немецких слов, возможно, это и спасло им жизнь. Чтобы спасти старшего Ивана от угона в Германию, мать отвезла его на пасеку к деду. Любознательный и шустрый Иван часто убегал от него в село. Уже будучи взрослым он вспоминал, как однажды решил срезать путь и пошел по прямой через разрушенный завод. Там фашисты расстреляли около 40 тысяч человек и бульдозером разровняли ров. Земля шевелилась, были слышны стоны людей, потому что оккупанты закопали всех, и раненых тоже. Произошло это в феврале 1942 года около села Михайловка.
Фашисты забрали у людей всю живность и все продовольственные запасы. Начался голод, люди умирали селами. Все трудоспособное население немцы увозили в Германию, остальных уничтожали самыми варварскими способами. Так, в Шебекинском районе стариков, детей, больных свезли в разрушенную церковь, заперли и взорвали. Стоны слышались еще несколько дней. Когда Красная армия освободила Белгородскую область, там практически все было разрушено, оставшиеся в живых люди жили в землянках, ели все, что можно было жевать: траву, листья, убитых лошадей.
В июле 1943 года произошло знаменитое танковое сражение под Прохоровкой. На поле боя осталось много техники и солдат. Раздетое и разутое местное население воспользовалось трофеями и уносило все, что могло пригодиться в хозяйстве, которое нужно было поднимать вновь с нуля. Вместе с несколькими друзьями ходил туда и Иван. Воспоминание об этом эпизоде жизни было самым тяжелым. Страшная жара сделала свое дело, и смрадный запах на несколько километров разносился вокруг. Мальчишки не смогли ничего добыть, один из них подорвался на мине. Хорошо, что недалеко стоял взвод советских солдат, и они успели отправить раненого мальчика в госпиталь. Ему ампутировали ногу, но он остался жив. Помнил Иван, как ему досталось от матери за эту прогулку.
После войны в 1946 году его определили в ФЗУ (фабрично-заводское училище) учиться на шахтера, и через два года он уехал работать в Тульскую область в шахту. Там он попал в бригаду моего дедушки Евтушенко Ефима Никитовича, дочь которого Мария вскоре стала его женой. Так познакомились мои родители и поэтому я родилась в Тульской области в семи километрах от Ясной Поляны. О мамином детстве я знаю больше, потому что с ней у нас были более дружеские отношения и мы больше общались.
В 36 километрах от города Харькова находится большое казацкое село Огульцы. Там в 1928 году в семье Евтушенко родился второй ребенок — девочка Мария. Потом — еще четыре мальчика. Во время войны на ее хрупких плечах лежал самый тяжелый груз — спасать пятерых братьев. Оккупация города Харькова и области фашистами длилась с 24 октября 1941 года по 23 августа 1943 года. Восемь раз область переходила из рук в руки: то наши войска одержат победу, то немецкие. А это круглосуточные бомбежки, артобстрелы, бои. Кажется, что пережить то, что вынесли на себе люди, попавшие в оккупацию, не под силу простому человеку. А ведь выжили, и детей своих сберегли. А после войны чуть ли не врагами народа были объявлены.
Когда фашисты пришли в село Огульцы, началась немецкая карательная операция. В первый же день были арестованы все, кого записали в партизанский отряд, в том числе и отец Марии Ефим Никитович. Она рассказывала о том, как жестоко избили его немцы, как прикладом фашист выбил зубы матери, которая пыталась заступиться за мужа. До 1946 года семья ничего не знала о судьбе отца, родные были уверены, что его нет в живых.
Всех записанных в партизаны выдал предатель. Немецкие солдаты заставили жителей вырубить сады — боялись партизан. Всех выселили на улицу, сами поселились в их домах. В школе был немецкий штаб, а рядом, в доме Евтушенко, поселился генерал. Когда наступали наши войска, то больше всего снарядов летело на этот участок. И когда, наоборот, наступали немцы, бомбили также этот район. Восемь раз наступали и отступали войска, можно себе только представить страдания и ужас людей, попавших в такую передрягу.
Большая семья Евтушенко ютилась в выкопанной в огороде землянке, потом еще прокопали окоп. Старшего брата Васю не выпускали из землянки, боялись, что его угонят в Германию, но еще больше опасались, что расстреляют. У него были черные вьющиеся волосы, и он был очень похож на еврея. Евреев, не разбираясь, расстреляли всех поголовно. Немцы также предпочитали угонять в рабство как бесплатную рабочую силу мальчиков.
Поэтому поиском пропитания для всей семьи занималась Мария, и то только по ночам. Вместе со своей бабушкой она пробиралась на колхозные поля и выкапывала мерзлую свеклу и картошку, обламывала оставшуюся кукурузу. Однажды ночью немецкий патруль на мотоцикле заметил ее и погнался за ней. Девочка была уверена, что близится конец ее жизни. Но мотоцикл наехал на проволоку и перевернулся. Один из фашистов погиб, проволокой ему перерезало горло. Убедившись, что мотоциклисты затихли, Мария подошла к ним и увидела валявшуюся голову. От ужаса она не помнила, как прибежала в свою землянку. Потом несколько дней мать прятала ее у соседей.
Однажды братья заболели, и Мария решила их порадовать. Возле штаба росла слива, ночью девочка залезла на дерево и нарвала плодов. Но часовой заметил ее и арестовал. Утром стали сгонять жителей посмотреть на казнь Марии, чтоб другим неповадно было воровать у немецкой власти. Но спасла ее от смерти двоюродная тетка, тесно общавшаяся тогда с немецким офицером. Марию только избили.
Перед окончательным освобождением села семья осталась без дома: фашистский танк проехал по нему.
После войны приходилось очень много работать. Мария трудилась на прополке овощей в колхозе, на расчистке завалов, сажали сады, строили дом, приводили в порядок все, что было уничтожено фашистами. А в 1946 году неожиданно вернулся отец из немецкого плена. Последний лагерь, в котором он содержался, – Освенцим — освободили американцы, и он попал в Канаду.
Но в первую же ночь ему пришлось уйти из дома. Друг предупредил его, что он из-за плена будет арестован органами НКВД. Дедушка уехал к дальнему родственнику в Тульскую область на шахты. Через год тайком переехала  к нему  семья.
Только в 1953 году после смерти Сталина теперь уже две семьи — Евтушенко и Киященко – вернулись снова в село Огульцы Харьковской области, на свою родину. Все шестеро маминых братьев, а еще один родился на шахте, остались там, а мои родители решили попытать счастья в далеком северном крае – Коми АССР.
Всю свою жизнь они посвятили поселку Первомайский, а Украина стала для них местом встречи и отдыха. 25 февраля 2002 года не стало Ивана Тимофеевича, а через два года 27 января 2004 года — Марии Ефимовны. Но есть поселок Первомайский, которому они посвятили свою жизнь и который очень любили.
Валентина Габанова.
Фото из семейного архива.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

172