Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

16.06.2015 14:21 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 53 от 30.05.2015 г.

Агрессия и насилие в детском возрасте

Агрессивное поведение детей – одна из распространенных причин обращения за психологической помощью в отделение социальной помощи семье и детям Территориального центра социального обслуживания населения. Жестокие или регулярные драки со сверстниками, словесные оскорбления, нападения на родителей, третирование братьев или сестер – вот наиболее часто встречающиеся формы проявления агрессивных реакций.

Среди поведенческих нарушений в детском возрасте агрессивность занимает особое место. Агрессивность, как никакое другое нарушение, способствует социальной дезадаптации ребенка в детских учреждениях. Постоянно дерущиеся дети в младших классах отвергаются как сверстниками, так и учителями, их родители подвергаются осуждению и критике со стороны школы и родителей других учеников. К ним приклеиваются ярлыки «невоспитанных», «жестоких», «садистов». Негативное отношение к ребенку зачастую сказывается и на его успеваемости, он может стать изгоем в классе. Как правило, такое отношение к агрессивным проявлениям ребенка в детских учреждениях может восприниматься самим ребенком как признак несправедливости и способствовать озлобленности и повышению агрессивности. Драки нередко являются источником непосредственной опасности как для самого ребенка, так и для окружающих его детей.
Агрессивное поведение ребенка дома пугает родителей, вызывает у них опасения по поводу его дальнейшей судьбы, становится источником массы проблем. В подростковом возрасте агрессивное поведение часто принимает жестокие, разрушительные формы.
Мать 12-летнего подростка пришла на прием к психологу после того, как была вызвана на совет профилактики в школу. Причиной вызова была драка, произошедшая в школьном туалете. Во время драки мальчик несколько раз пнул в ногу и живот противника. Администрация школы потребовала врачебного заключения по поводу психического здоровья учащегося. После чего мать обратилась в медицинское учреждение, и было проведено медико-психологическое обследование. По результатам психиатрического осмотра и психологического исследования какой-либо отчетливой психопатологии не выявилось. Однако как спонтанные, так и направленные рисунки мальчика характеризовались высоким уровнем агрессивности – подросток любил рисовать сцены насилия, казни, монстров с оружием.
На приеме у психолога подросток держался свободно, с легкостью обсуждал инцидент в школе. К случившемуся относился без критики, даже с некоторой гордостью. Свой поступок комментировал как абсолютно адекватный в сложившейся на тот момент ситуации, говорил о драке и её последствиях спокойно, как об обыденном событии. На вопрос: «Что бы ты делал, если бы подобная ситуация повторилась?» — без тени сомнения ответил, что поступил бы точно так же.
Характеристика семьи: средний ребенок из четверых детей. Родители проживают в гражданском браке, в одной комнате. В состоянии алкогольного опьянения отец часто избивает, оскорбляет их, устраивает дебоши. Мать считает это нормальным, «иначе от рук отобьются», когда не справляется с детьми, сама просит его «поставить их на место». Из всех членов семьи подросток хорошо относится только к матери, однако она вынуждена содержать большую семью, поэтому практически все время проводит на работе, «на него всегда не хватает времени». Об отце мальчик говорит с негативом, рассказывает, что мечтает ему отомстить: «когда вырасту, я его убью».
При обсуждении темы насилия подросток постоянно возвращался к тому, что, по его мнению, агрессия – это единственный способ заставить людей уважать себя, считаться со своим мнением и т.п.: «Мне необходимо обязательно стать «ментом» или киллером, только тогда я смогу жить по-настоящему хорошо и меня будут уважать»; «Друзья со мной считаются, потому что я сильный и могу врезать, если что…».
Этот случай показывает связь между отношениями в семье и агрессивностью ребенка. Обращение за помощью последовало лишь под давлением администрации школы и тогда, когда поведение мальчика приняло опасный характер, несмотря на то, что подросток достаточно давно вел себя агрессивно, часто дрался со старшим братом, ударил дядю, дрался в школе, мог ответить словесной бранью. Однако такое поведение не беспокоило мать, так как оно воспринималось ею как приемлемое.
Следует отметить, что сам мальчик неоднократно переживал физическое и эмоциональное насилие и был свидетелем нападений на других членов семьи со стороны отца. Именно в семье у него сформировалось представление о том, что физическая сила позволяет контролировать поведение других, что агрессивное поведение нормально и даже желательно.
Опыт практической работы с детьми показывает, что обращения родителей к психологу по поводу агрессивного поведения ребенка встречаются довольно часто. Зачастую переживаемое (или пережитое) ребенком насилие выявляется, потому что родители обратились к психологу с жалобами на то, что ребенок постоянно дерется, оскорбляет окружающих или каким-либо другим способом нападает на них. При этом особенностью таких обращений является то, что в большинстве случаев можно обнаружить жестокое обращение с ребенком в семье и (или) пережитое насилие вне семьи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

111