Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

18.08.2015 09:10 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 74 от 13.08.2015 г.

Испытание ветром, снегом и дождем

На привале.

С 28 июня по 10 июля в рамках фестиваля «Полярные горы» сысольские туристы сплавлялись по рекам Елец и Уса. Пройденное расстояние — более 200 км. В сплаве приняли участие 12 человек под руководством А.В. Печеницына и Д.В. Кропанёва.

(Из походного дневника)

30 июня на туристическую базу в д. Сорд приехал школьный автобус, за рулём которого сидел В.З. Дроздов. Загрузив всё самое необходимое, выехали в Сыктывкар. В поезд «Москва-Лабытнанги» сели на станции Микунь в 19.45.

1 июля. В 12 часов дня поезд прибыл на станцию Елецкая. Расстояние от станции до реки Елец около 2,5 км. Загрузили снаряжение в «УАЗ» (буханку). Прибыли к месту отплытия.
Речка Елец была шириной 60-80 метров с каменными берегами и быстрым течением. Разбили лагерь и начали собирать катамараны. Девочки занялись приготовлением обеда. Ближе к вечеру небо прояснилось, и на горизонте появились горы, усыпанные снегом.
Ближе к ужину из-за поворота показались четыре катамарана — туристы из Сыктывкара и Микуни. Они приехали на фестиваль неделей раньше и проводили занятия по горному туризму в 30 км выше по течению. Поприветствовав друг друга и обменявшись информацией, наши товарищи занялись разбивкой лагеря, а мы в это время делали первые забросы спиннинга.
Вечером собравшись за общим столом, обсудили маршрут и решили, что проплывать в день будем примерно по 30-40 км и плюс к этому один день уйдёт на днёвку, чтобы организовать баню. Данный маршрут для всех туристов был новым и поэтому никто не знал всех тонкостей этой реки.
2 июля. После завтрака отправились покорять первые километры реки. Течение очень хорошо несло катамараны, и в некоторых местах мы набирали скорость до 14 км в час. Погода стояла пасмурная, лишь иногда выходило солнце. Проплыв около 15 км, встали на обед. Леса в окрестности реки практически нет, весь берег покрыт кустами: ивой и карликовыми берёзами. С большим трудом находили дрова для костра. Отобедав, отправились дальше. Через некоторое время подошли к месту, где река Елец впадает в Усу. Реки между собой практически ничем не отличались. Проплыв ещё около 15 км, встали на ночлег. Разбили лагерь на правом берегу реки Уса на каменистом пляже. По подсчётам навигатора за день проплыли 33 км.
3 июля. На улице достаточно холодно. Позавтракали и начали собираться в путь. Погрузившись на катамаран, отплыли от берега. Очень удивляло то, что в июле на берегах реки всё ещё лежит снег. Сделали несколько фотографий на его фоне. Километраж составил 24 км. Ближе к вечеру усилился северный ветер. При установке палаток растянули дополнительные растяжки и усилили их камнями. Наши товарищи проплыли мимо нас, видимо, в поисках лучшего места. Прошло совсем немного времени, и дым от их костра появился над берегом. Поужинав, все собрались у костра. Кто-то сушил вещи, кто-то грелся, а рыбаки варили уху.
4 июля. Холодное утро не дало долго спать. В котелке подходила пшеничная каша. Шквальный ветер едва не уносил палатки. В 8 утра мы были уже на воде. Сегодня нам предстояло испытать то, о чём говорили опытные туристы — встречный ветер на воде. Река уходила на северо-запад, оттуда же дул ветер. С большим трудом мы начали преодолевать метр за метром. Огромные волны врезались в катамаран. Силы закончились уже через 500 метров. Было решено тащить катамараны вдоль берега. Это достаточно трудное мероприятие. Тащили по очереди. Со стороны это напоминало картину «Бурлаки на Волге». Так катамараны тащили около 10 км. Только иногда, когда речка поворачивала в другую сторону и ветер дул в спину, мы брались за вёсла.
Пообедав овощным супом с сухарями, решили проплыть ещё 20 км, чтобы нагнать километраж. Через некоторое время речка повернула на юг. Ветер в спину. Но уже через некоторое время холодный ветер смешался с дождём. Стало нестерпимо холодно. Спасала лишь работа на вёслах. Одежда промокла, и мы каждый час выходили на берег, разжигали костёр и сушились возле него. И так до самого позднего вечера.
Начали искать место для ночёвки. Группы из Микуня и Сыктывкара уплыли далеко вперёд. Наши катамараны раз шесть подплывали к берегу, но пристать к нему не получалось, везде была высокая трава и кусты, где не было ни дров, ни места для палаток. По-прежнему лил дождь. Девять часов вечера, а группы, идущие впереди, всё ещё не разбили лагерь. Пройдя ещё пару поворотов мы увидели катамараны на левом берегу и решили встать в 100 метрах выше по течению. В первую очередь развели костёр и согрелись, после приступили к установке лагеря. Места для палаток было очень мало, да и с дровами большая проблема, но выбора не было, плыть дальше нет сил. Километраж дня составил 35 км. Из-за сильного ветра и холодного дождя все быстро разошлись по палаткам. Ночь была бессонная. Порывы ветра были настолько сильны, что несколько раз вырывали растяжки палаток и приходилось натягивать их заново.
5 июля. Утром не хотелось вылезать из тёплых спальников. Выйдя из палатки, мы были просто в шоке — пошёл снег с дождём и шквалистым ветром. С большим трудом нам удалось развести костёр. В такую погоду быть на воде — себе дороже. Через некоторое время к нам подошёл руководитель группы г. Микунь. Посоветовавшись, решили остаться на днёвку. На месте, где мы стояли, оставаться было нельзя, заканчивались дрова и слишком сильно продувало, и мы перевели лагерь в более удобное место. Практически весь день ушёл на сушку вещей. С большими надеждами на завтрашний день легли спать.
6 июля. День Ивана Купалы. Обычно в этот день в походе мы организуем баню. Паримся свежими вениками, купаемся в речке. Но судя по погоде, бани не будет. По- прежнему моросил дождь, небо было затянуто серыми тучами, дул сильный ветер. Из-за большой влажности вещи так и не высохли.
Позавтракав и собрав лагерь, вновь вышли на борьбу с силами природы. Река снова поменяла направление и встречный ветер давал о себе знать. Плыли недолго, потом опять, растянув верёвки, мы потащили катамараны, заменяя друг друга. По берегам стал появляться лес. Мы искали сухие деревья, разжигали костры и грелись. На обед приготовили рыбный суп. Отдохнув, снова ринулись в бой. По пути начали встречаться баньки и избушки рыбаков. На ночёвку остановились, проплыв 34 км, лагерь разбили в лесочке. Товарищи выбрали место выше по течению. В лесу оказалось много сухостоя, и мы разожгли два костра. Один для приготовления пищи, второй для сушки. Небо немножко прояснилось. Вдалеке показались вершины гор. Резко похолодало. На ужин пожарили рыбу с помидорами и луком.
7 июля. Погода пасмурная, дождь. Позавтракали и сразу отправились в дорогу. Если говорить о животном мире, то по пути нам встречалось много разновидностей уток, чаек. Видели одного гуся, который внимательно наблюдал за нами, приземлившись недалеко от лагеря.
Прошло не более часа, и небо затянуло тучами. Опять полил холодный дождь. Через некоторое время не осталось ни одной сухой вещи. Начали искать место для стоянки. Берега, заросшие кустарником, не давали нам причалить.
На горизонте появились дома. Выйдя на берег, спрятались от дождя в маленьком сарайчике. Недолго думая, пошли искать помощь. Подойдя поближе, поняли, что это вахтовый посёлок газовиков. Коменданту посёлка мы объяснили сложившуюся ситуацию и попросили выделить помещение, чтобы погреться. Комендант Татьяна Дмитриевна оказалась добрейшей души человеком. Она выделила нам два балка. Сразу же отправила нас в столовую, где нас вкусно покормили. Мы перетащили вещи в посёлок. Все желающие могли сходить в баню. А вечером нас накормили вкусным ужином.
Если погода не изменится, плыть дальше нет смысла — дети могут заболеть. Первоначально было решено просидеть в посёлке два дня, а потом с рабочими выехать до ближайшей станции и оттуда ехать домой. Или же на утро выехать до станции и два дня просидеть на вокзале. Но ближе к вечеру небо прояснилось и, решили утром плыть дальше.
8 июля. Позавтракали в столовой. С нас мало того что ничего не взяли, наоборот — дали в дорогу 10 буханок хлеба и 3 кг сахара. Поблагодарив работников столовой и коменданта за гостеприимство, мы начали перетаскивать вещи обратно к берегу. Утреннее солнце нас очень обрадовало. Нам предстояла сложная задача: проплыть до п. Абезь, к последней точке на маршруте нашего сплава. Это примерно 60 км. Чтобы преодолеть такое расстояние, нужно практически целый день веслить. Плыть с каждым километром становилось всё сложнее и сложнее. Река расширялась, начали появляться острова, течение теряло свою скорость, подул встречный ветер.
Мы проплыли мимо притока Усы — реки Лемвы, по ней мы сплавлялись два года назад. На горизонте над лесом появилась вышка, значит, мы близки к цели. Но ещё долгих три часа мы боролись с рекой, отдавая последние силы. Впереди появился железнодорожный мост, это означало, что впереди финишная прямая. На радостных эмоциях мы закончили наш водный поход. Вышли на песчаный пляж выше моста. Наши товарищи по сплаву так и не приплыли, видимо, решили где-то заночевать.
9 июля. До обеда сходили в магазин докупить продуктов в дорогу. Время стоянки поезда — одна минута. За это время мы закидали в него всё снаряжение, а главное успели сесть сами. Любопытные пассажиры целый вечер расспрашивали нас о походе. А мы с большим удовольствием делились историями.
10 июля. В Микуни нас уже ждал школьный автобус.
Но на этом наши приключения не закончились. Вечером на телефон позвонила проводница из нашего вагона. Она сообщила, что в суматохе при выходе из вагона мы оставили рюкзак со снаряжением.
На протяжении всего вечера мы решали вопрос, как же нам его вернуть. Позвонили друзьям и попросили снять его в Москве. Так рюкзак со снаряжением благополучно вернулся домой, благодаря добрым людям.
Этот поход оказался одним из самых сложных. Но благодаря стойкости и упорству мы одолели выбранный маршрут. Выражаем благодарность всем, кто поддерживал нас в трудных ситуациях.