Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

20.02.2019 11:11 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 16.02.2019 г.

Калики перехожие и пальмовые ветви

Автор: Н.В. Канова

Паломничество – это вид путешествия в определённые святые места, где молитва человека более действенна. Паломничеству более 10 тысяч лет. В путешествие пускались и древние греки, и древние римляне, которые посещали языческие храмы и капища в праздники. Древние славяне, германцы стекались в священные рощи, а иудеи – в Иерусалимский храм...

В России паломничество родилось сразу же с принятием христианства. В былинах повествуется о каликах перехожих, это и есть паломники. Известно из былин, что они вылечили Илью Муромца, который 30 лет был обезножен, то есть не ходил.

Паломники шли пешком в Иерусалим, Назарет, Бари, на Афон, где покоятся мощи Николая Чудотворца. И приносили оттуда пальмовые ветви, которые являлись святыней для христиан. Кроме того, им приписывались чудодейственные свойства.

Полтора года назад паломническая группа из Сыктывкара выезжала в Москву, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца из итальянского города Бари. Прихожане визингского храма присоединились к ним.

Москва – это была первая остановка в нашем путешествии. Встретила нас столица неласково – шёл мелкий нудный дождь. Чтобы попасть в храм Христа Спасителя, мы простояли в очереди три с половиной часа — столько людей приехало со всей России, чтобы поклониться мощам святого. Поставили свечки, приложились к мощам Николая Чудотворца... и никакой усталости!

Затем двинулись на юг Московской области в г. Мещовск, ночевали в Свято-Георгиевском мужском монастыре. Этот городок был основан в 1238 году, из Мещовска была первая царица из рода Романовых – Евдокия Стрешнева (жена Михаила Романова).

Поразил нас монастырь тем, что на его хозяйственной территории жили ослики, лани, яки, страусы, павлины, белки, певчие птицы, ежи, морские свинки. Запомнился настоятель монастыря отец Георгий, врач по профессии. Он прочитал нам двухчасовую лекцию на тему «Почему люди болеют?».

Следующая остановка – город Углич. Он стоит на высоком берегу реки Волги. Здесь жили финно-угорские племена. Кто знает, может, наши далёкие-далёкие предки тоже были из этих мест?

Первым князем был Владимир, внук великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. В 1238 году заняли городок монголо-татарские завоеватели, а в 1326 году Углич прибрал Иван Калита, и город становится уделом московских князей. В 1380 году угличская дружина сражалась на Куликовском поле.

Из истории мы знаем, что здесь при загадочных обстоятельствах был убит юный сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Здесь установлены ему очень красивый памятник и церковь Царевича Димитрия на Крови. Её поставили на том месте, где погиб царский сын. И ещё один храм – Царевича Дмитрия «на поле». Он поставлен в том месте, где горожане прощались с телом Дмитрия. Это единственный храм в городе, который никогда не закрывался.

Затем мы побывали в селе Клыково Калужской области в мужском монастыре в честь Спаса Нерукотворного. В Х веке здесь жили вятичи, они были язычниками, поклонялись деревянным идолам. И сюда пришёл из Киево-Печерского монастыря монах Кукша, он был из этих мест. Он-то и поведал людям об Иисусе Христе, апостолах, Богородице. Вместе со своим учеником он ходил по реке Оке, где жили люди, и проповедал Христа. Многие стали верить, креститься, но были и такие, кто затаил злобу на Кукшу, и вскоре убили его и ученика. Замучили до смерти, требуя, чтобы они отреклись от своей веры и поклонялись идолу. Вятичи вскоре опомнились и ужаснулись содеянному. Они перевезли тела в Киево-Печерский монастырь, это и было их покаянием. Через 200 лет здесь был основан мужской монастырь. В 1930-е годы, во времена гонения на Церковь, все монахи были расстреляны. А через 70 лет началось восстановление обители. Теперь это красивый монастырь со своим строгим уставом. Главное правило здесь – сначала молитва, а потом дела.

Хочу поведать об удивительном человеке – Дарье Шнякиной. С детства она хотела уйти в монастырь, но мать не пустила. Мать даже уговорила выйти её замуж за зажиточного крестьянина. Построили большой дом, родились дети, но большевики всё отобрали и выгнали из собственного дома. Столько горя, голода и трудностей перенесла она. Но у неё была одна защита – горячая молитва. И однажды ей привиделась Богородица. Она-то и утешила, сказала, что её мечта – стать монахиней и умереть в монастыре – исполнится.

И стала Дарья монахиней в 99 лет по имени Сепфора. Прожила в монастыре всего три года, все любили её, приходили за советом, просили молитвенной помощи. Никому не отказывала, не озлобилась, не разуверилась в людях. А ведь на её глазах убили брата за то, что тот ходил в церковь и пел на клиросе. Выгнали из дома, довели до смерти мать, и сколько ещё бед она претерпела от людей.

Монахи построили ей домик с двумя крохотными комнатушками. Мы ночевали в этом доме на чердаке, который приспособлен для паломников. Умерла матушка Сепфора в 102 года, похоронили её недалеко от стен главного храма в честь Спаса Нерукотворного. Каждый день на её могиле служат панихиду. Здесь очень красиво, везде цветы, красивейший собор, нарядная высокая колокольня, корпуса для братии и гостей. Всегда с неохотой уезжаешь из таких мест, как будто это что-то родное и до боли близкое.

Всего в нескольких километрах – женская Шамординская Казанская свято-Амвросиевская пустынь. Мы были здесь лет восемь тому назад, тогда не было даже забора, клумб, а теперь – красивая ажурная железная ограда, везде цветы, кусты сирени. Есть и святой источник, где можно искупаться. В пустыни живут 140 монахинь. Красив, величествен главный храм в честь Казанской иконы Богородицы, пятнадцатиглавый собор. Есть здесь золотошвейная, иконописная, чеканная и гончарная, швейная мастерские, своя пекарня, пчельник, скотный двор, огороды, сады, а ещё – приют для детей-инвалидов.

Недалеко от города Козельска, где мы тоже останавливались, находится Оптина пустынь. Основана она в ХIV веке разбойником Оптой. Он грабил людей, убивал, но раскаялся и построил среди вековых лесов церковь, принял иночество под именем Макарий.

Поиск истины – это вековая проблема человека. Сегодня этот вопрос стоит ещё острее. Чего только не проникает в нашу страну извне: язычество, оккультизм, фашизм, шовинизм, восточные учения... А где же истина? Да не надо изобретать велосипед. Истина – Христос. Был, есть и будет! И история Оптиной пустыни как раз и подтверждает это. При Екатерине II пришёл монастырь в забвение – а монастырь возродился. При большевиках монастырь закрыли, уничтожили большинство зданий – а монастырь возродился. Как птица Феникс, снова и снова восстаёт из пепла.

Именно в Оптине возродилось такое понятие, как старчество. Старцы – наиболее опытные в духовной жизни монахи. Они уходили в леса, скиты, жили уединённо, находясь в постоянной молитве. Прославились оптинские старцы своей прозорливостью. Им было многое открыто: прошлое, будущее, настоящее.

Прославился, например, Амвросий Оптинский (Алексей Гренков). С ним встречался Ф.М. Достоевский. После этого он иначе стал смотреть на литературный труд – писательство. Амвросий с первого взгляда на человека мог рассказать всю его жизнь. Все его ошибки (грехи) и достижения. Именно после посещения Оптиной пустыни у Достоевского появился новый герой в романе «Братья Карамазовы» — Алёша, монах, начисто лишённый корысти, стяжательства, гордыни. Приезжал несколько раз сюда и Л.Н. Толстой. Но если Ф.М. Достоевский, слушая старцев, кивал головой, то Толстой спорил, вставлял свои рассуждения. Здесь же у него зародилась идея повести «Отец Сергий».

В самой пустыни пять храмов, два в скиту, самый первый храм Введенский (в честь введения во храм Пресвятой Богородицы), который был освящён в 1689 году. А в 1926 году Оптина была разграблена и разгромлена, долгое время здесь был лагерь. Возрождение началось с 1988 года. Теперь тут снова мужской монастырь, в скиту снова поселились старцы, восстановлен дом, где жил Ф. Достоевский, снова возносятся молитвы ко Творцу. Сюда несколько лет назад приезжал В.В. Путин, пробыл около двух часов, ушёл потрясённый. Когда уходил от старцев, был в большой задумчивости, громко (это слышали многие) повторил несколько раз: «Не ожидал. Не ожидал».

Вот что написал Ф. Достоевский об Оптине в своём романе: «Над ним широко, необозримо опрокинулся купол небесный, полный тихих сияющих звёзд. С зенита до горизонта проявился ещё неясный Млечный путь. Светлая, тихая ночь облегла землю. Белые башни и золотая глава собора сверкали на яхонтовом небе. Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звёздною...

Алёша стоял, смотрел и вдруг, как подкошенный, повалился на землю...».

Почему Алёша Карамазов упал? Да от потрясения. Его душа не выдержала такой красоты. И ещё – от благодарности Богу за эту красоту, которой наделил Творец русскую землю.

Путешествуйте по святым местам! Путешествуйте, ведь история храмов и монастырей – это история России, а что мы за россияне, если не знаем историю своей страны?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

119