Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

06.10.2016 12:31 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 77 от 01.10.2016 г.

Труд педагога всегда в почёте

Автор: Т. Сажина.

В.И. Попова с юными корреспондентами

Накануне Дня учителя мы побывали в гостях у ветерана образования Валентины Ивановны Поповой. Её трудовая биография тесно переплетена с работой в Визингской школе. Сейчас она на заслуженном отдыхе, но ни минуты не сидит без дела.

Поразил ухоженный двор, вокруг цветы, а ещё у калитки нас встретили курочки своим веселым кудахтаньем. Нравится Валентине Ивановне период осенних заготовок. Каких только разносолов она не готовит на зиму! Ценит она и внимание внуков, которые часто приходят к бабушке с дедушкой в гости, а они гордятся их успехами и поддерживают. 

Ко всему она сама натура творческая: является участницей театральной студии при РДК под руководством И.В. Плешевой, пишет стихи на коми языке, поёт песни, много читает, выписывает различные познавательные журналы и газеты.
Валентина Ивановна с большим удовольствием поделилась рассказом о своём детстве и школьной жизни.
Родилась она в деревне Малое Носково села Горьковское. Мама Александра Васильевна была пекарем, отец, Иван Яковлевич, участник войны, после демобилизации из армии трудился разнорабочим. Родители были очень трудолюбивыми, справедливыми, ко всему относились позитивно, с юмором.
Валентина училась в Горьковской восьмилетней школе. Как она сама рассказывает, чтобы добраться до учебного заведения, нужно было подниматься по тропинке, дороги тогда не было. Учеников в классах было немного.
В начальном звене были малокомплектные классы, в которых с детьми работали учителя: Матрена Федоровна Носкова, Почётный гражданин Сысольского района, и Валентина Дмитриевна Кузнецова. На каждом уроке царила полнейшая тишина, даже было слышно, как вода из умывальника капает, с таким большим уважением относились дети к учителям. С первых дней педагоги не только давали необходимые знания, но и учили правилам поведения в школе. Училась юная Валя неплохо.
«В то время шариковых ручек еще не было, — вспоминает она, — писали перьевыми ручками. Чернила разводили технички, а дежурные разливали в «непроливайки». Непросто было обойтись без клякс на уроках по чистописанию.
На перемену зазывал веселый звонок, который подавали технички. Во время перемены особо по коридору не побегаешь, боялись замечаний дежурных, кому охота услышать на линейке свою фамилию как нарушителя.
В конце коридора стоял бак с питьевой водой. С утра технички принесённую из колодца воду кипятили и остужали до прихода детей. А во время большой перемены для каждого класса в эмалированные чайники наливали сладкий свежезаваренный чай. Стаканы выдавались на подносах по количеству учеников в классах. К чаю дети брали с собой из дома кусочек хлеба, а чаще и вовсе без него пили кипяток, потому что съедали его ещё до чая.
В школе была единая форма: у девочек коричневое платье с белым воротничком и манжетами, обязательный атрибут — черный фартук, а для особых случаев — белый. Такое платье приобреталось на целый учебный год, а если аккуратно носили, то и на два. У мальчиков был синий школьный костюм с блестящими пуговицами, повседневная голубая рубашка, а белая — по праздникам.
Обычно в начальных классах уроков было по четыре-пять. В основном все уроки велись на коми языке, даже в одно время учебники по математике и природоведению были на коми языке. Слова в учебниках были простые и понятные. Коми язык был в почете. Преподаватели учили ценить неповторимость и красоту северной природы, прививали уважение к людям труда.
После уроков начиналась вторая жизнь. Все занимались своими делами: кто у доски таблицу умножения повторяет, кто домашнюю работу делает, кто просто стоит около стола и смотрит, как учительница проверяет тетради. Дети не спешили домой, пока техничка им не скажет: «Мун\ нин, джоджъяс мыськавны кол\!» (Идите уже, надо мыть полы).
Раньше, по мнению В.И. Поповой, учителей больше уважали, их авторитет строился на уважении родителей. Считалось, что учитель всегда прав.
В среднем звене учителей было уже больше. Местных специалистов было немного, в основном педагоги приходили из Визинги. Иностранного языка вовсе не было, зато коми язык изучался усиленно. А сейчас Валентина Ивановна очень жалеет, что в наше время родной язык изучается хуже, чем иностранный.
«По-хозяйски правил школой директор Иван Михайлович Носков. Его супруга, Лидия Ивановна, преподавала математику. Русский язык и литературу вела Надежда Федосеевна Першина, она была очень интересным учителем, рассказывала стихи так, что запоминались на всю жизнь. Но больше всех запомнился трудовик — Василий Петрович Рочев. Благодаря его урокам сейчас могу с легкостью забить любой гвоздь, отличить продольную пилу от поперечной. На уроках труда все были столярами, что мальчики, что девочки. Также Василий Петрович вел физкультуру, рисование, и мог заменить любого отсутствующего учителя», — делится воспоминаниями Валентина Ивановна.
О выборе жизненного пути В.И. Попова рассказала интересную историю. Как-то раз она увидела по телевизору концерт классической музыки и захотела стать дирижером. Закончив школу, хотела поступить в Сыктывкар на дирижерское отделение училища искусств, но не смогла, так как не владела нотной грамотой. Но ей до сих пор снится, как она дирижирует на концерте.
Выбор учебных заведений в Коми был небольшой, пришлось поступить в педагогическое училище им. И.А. Куратова в г. Сыктывкар. Преподавательский состав в училище был грамотный, хороший. Валентина Ивановна об учёбе в Сыктывкаре говорит: «Было видно, что мы из деревни: неправильно ставили ударения, путали слова. Нам, коми, говорить по-русски поначалу было очень непросто».
Прошло много времени, но она до сих пор поддерживает связь с однокурсниками и подружками по комнате.
После окончания училища в 1974 году молодого педагога направили в Обьячево, но как раз в это время в Горьковском открылась вспомогательная школа, директор Иван Михайлович Носков пригласил ее туда на работу, и она согласилась вернуться в родное село.
В новой школе Валентина Ивановна работала пионервожатой три года. Работа нравилась. Позже в этом направлении её пригласили работать в с. Визинга. В большой школе райцентра жизнь кипела: проводились интересные мероприятия, был расцвет пионерии. Валентине Ивановне очень нравилось пионерское движение. Это дисциплинировало и сближало детей. Так каждому третьекласснику в самом начале учёбы ставилась цель — быть лучшим весь год, чтобы стать пионером.
Долгие годы В.И. Попова проработала учителем начальных классов, вела классное руководство. Со своими учениками она всегда общалась на равных, по-дружески, а учить старалась на чужих и своих примерах жить по-совести. После уроков с ребятами часто ходили в походы, сплавлялись по реке на плотах. С теплотой вспоминает она те времена. До сих пор её ученики и их родители не забывают своего учителя, всегда здороваются, благодарят. Последние годы до выхода на заслуженный отдых Валентина Ивановна преподавала в школе коми язык.
Пользуясь случаем, Валентина Ивановна поздравляет всех учителей с профессиональным праздником! Желает им умных и воспитанных учеников, и пусть у школьников и их наставников будет заслуженная пятидневка. Она считает, что не стоит забывать и труд технического персонала и внести в календарь праздник «День блюстителей чистоты».
Полина Голосова
и Виктория Карманова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

109