Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

26.04.2022 09:30 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 23.04.2022 г.

В зоне радиации

Автор: О. Пыстин.

Время бежит неумолимо, все дальше отдаляя нас от трагических событий в Чернобыле. В нынешнем году исполнится 36 лет с того дня, когда мир потрясло известие об аварии на атомной электростанции, признанной позже самой крупной катастрофой в истории атомной энергетики.

Последний из числа деревенских

Строительство Чернобыльской АЭС завершилось к началу 1984 года, когда был введен в строй четвертый энергоблок. А всего два с половиной года спустя, в ночь на 26 апреля 1986 года, на том самом четвертом энергоблоке произошел взрыв, он частично обрушился, в различных помещениях и на крыше начался пожар. В результате аварии произошел значительный выброс радиоактивных веществ в окружающую среду.

С первых часов после взрыва Министерство обороны и военные комиссариаты направили для проведения спасательных работ десятки и сотни тысяч военнослужащих и резервистов, обеспечивали их замену.

В этой огромной армии ликвидаторов были и военнообязанные запаса Республики Коми, в том числе и из нашего района. Среди них – И.И. Колегов (на снимке), уроженец д. Заречной с. Куратово. Он стал третьим и последним из жителей деревни, участвовавшим в ликвидации, после него зареченцев в Чернобыль уже не отправляли.

Старший брат

К тому времени Ивану Ивановичу исполнилось 34 года. Он мирно трудился в местном совхозе трактористом, вместе с женой Евдокией Федоровной растили и воспитывали двоих детей – дочь и сына, вели свое хозяйство, держали скотину, на огромном поле площадью более гектара выращивали картофель. В общем, жили, как и все остальные зареченские, в трудах и заботах.

А по-другому он и не умел, потому как с детства познал, что достатка в доме можно добиться только тяжелым трудом. Так его жить приучили мать и отец.

В семье Ваня был старшим из детей, младшими — сестра Нина и брат Саша. А значит, помогать родителям по хозяйству приходилось больше, и работа ему доставалась тяжелее.

И все же в первую очередь нужно было учиться. Начальная школа располагалась в большой деревенской избе, которая находилась недалеко от родной деревни Расчой. Сюда сбегались на уроки дети из близлежащих деревень – Шорйыва, Мельниковичей, Ыбпома, Дала, Прошпи (Прокопьевки), Высогора, Сь\рда. Восьмилетку он оканчивал в Заречче (так коротко в обиходе жители называли свою деревню), среднее образование уже получал в Куратове.

Сразу после окончания школы в 1971 году его призвали в армию. К этому времени ему исполнилось 18 лет, потому как из-за невысокого роста в школу взяли годом позже его сверстников. Отслужив два года в армии, Иван возвратился домой и устроился трактористом в местный совхоз. Весной пахал в поле, сажал картофель и другие культуры, осенью убирал урожай, летом в страдную пору заготавливал сено на пресс-подборщике. Бригада механизаторов в ту пору была многочисленной, насчитывала почти четыре десятка человек. Да и объемы производства были весьма внушительными: только дойных коров Зареченское отделение насчитывало порядка 700 голов. Чтобы заготовить для них корма, требовалось задействовать немалое количество техники и рабочих.

Со своей будущей супругой Евдокией Федоровной он был знаком еще с детства, родом она из деревни Уткавидз. В 1977 году они сыграли свадьбу, в том же году у молодых на свет появилась дочь, назвали Наташей, а через два года родился сын Максим. Сейчас у них уже давно свои семьи. А когда были совсем детьми, их родители решили перебраться жить поближе к центру села и купили старый, но крепкий, добротный дом. Главная причина состояла в том, что деревня Расчой стояла на отшибе, в километрах четырех от центра, детям добираться в школу было далековато, а осенью и весной грунтовку при распутице так размывало, что ни пройти ни проехать. Прежде жители добирались на конных подводах, но к началу 80-х мало кто уже держал в хозяйстве лошадей.

Так 1981 году молодая семья Колеговых переехала в большой крестьянский дом, состоявший по традиции из двух половин – зимней и летней. Через семь лет Иван Иванович построит рядом новый дом, сначала он будет одноэтажным, а позже дополнится вторым этажом.

В одной команде с земляками

Авария на Чернобыльской АЭС всколыхнула весь мир. На тот момент она считалась самой крупной техногенной катастрофой. На ликвидацию ее последствий потребовалось огромное количество сил и средств. По всей стране одна за другой стали проходить мероприятия по мобилизации граждан, пребывающих в запасе. Они продолжились и два последующих года. Военные комиссариаты рассылали повестки, одну из которых в сентябре 1987 года вручили Ивану Колегову. В ней говорилось об обязательной явке в райвоенкомат для последующей отправки в Чернобыль. Отправка намечалась на 4 часа утра. Несмотря на столь ранний час, жена Евдокия провожала его до самой Визинги, директор совхоза для них предоставил свою служебную машину.

К прибытию во дворе комиссариата собралось немало народу, это были мобилизованные и провожающие. Из района тогда отправились несколько человек, в дороге познакомились поближе. Морозов Дмитрий, Анисимов Василий, Беляев Николай были из Визинги, Денисов Илья из Первомайска, Пыстин Александр из Вотчи, Гусман Зиятдинов из Заозерья. В одном автобусе вместе с ними ехали также резервисты из Прилузского и Койгородского районов.

На республиканском призывном пункте, расположенном в г. Емва, их присоединили к командам, прибывшим из Ухты, Сосногорска, Водного, Воркуты, и уже через день два вагона очередной партии мобилизованных граждан отправились в г. Златоуст Челябинской области. Сюда прибывали группы резервистов со всего Уральского военного округа, образованный из них полк так и прозвали – Уральским. С новичками проводили занятия по радиационной безопасности, им выдали обмундирование. Спустя десять дней команды направили в Киев, затем в Гомельскую область Белоруссии, на станции Хойники из вагонов пересадили на бортовые машины и отвезли к селу Брагино, рядом с которым в поле располагался большой палаточный лагерь. Расстояние по прямой до ЧАЭС составляло всего 20 с небольшим километров, то есть лагерь находился внутри опасной зоны заражения.

Прибывшее пополнение разместили в больших палатках, рассчитанных на проживание до 60 человек, внутри имелись двухъярусные кровати, тумбочки, две буржуйки служили для обогрева. На территории лагеря стоял железный ангар, где находилась столовая с кухней, в щитовых зданиях располагались почта, медпункт и штаб.

Перед Иваном и его сослуживцами была поставлена задача по дезактивации третьего энергоблока, находившегося рядом с четвертым, пострадавшим от взрыва. Специальным раствором им предстояло смывать со стен и труб осевшую радиационную пыль. Средством индивидуальной защиты служил респиратор «Лепесток», оберегавший органы дыхания от попадания вредных веществ. Находиться на зараженном объекте разрешалось не более четырех часов, потом на их место приходила следующая группа и продолжала работы по очистке. Так, сменяя друг друга, помещение за помещением ликвидаторы расчищали территорию энергоблока от радиации, ежедневно подвергая опасности свою жизнь и здоровье. По завершении смены работники проходили через АБК (административно-бытовой корпус), где принимали душ и меняли рабочую одежду на повседневную. На выходе у каждого измеряли уровень полученной радиации. При этом многие заметили, что в первые дни дозу облучения записывали строго в соответствии с показанием дозиметра, все последующие – со значительным занижением. Почему так поступали дозиметристы, оставалось только догадываться. Кстати, суммарная доза облучения для человека в 1987 году не должна была превышать 10 бэр (в 1986 году она была два с половиной раза больше – 25 бэр, а 1988-м – всего 5 бэр). За время своей командировки Иван Колегов «заработал» немногим более 6 бэр. Казалось бы, не столь значительная доза, но как она скажется на здоровье, никто не мог предсказать. Последствия могли быть самыми печальными. Для Ивана четырехмесячное пребывание в зараженной радиацией зоне тоже не прошло бесследно. После возвращения из Чернобыля он уже не в силах был работать на тракторе, от рева мотора его мучили головные боли. Как рассказывает его супруга, он приходил с работы, хватался обоими руками за голову и падал на диван. Спасала не одна, а целая горсть таблеток. Пришлось оставить работу механизатора и устроиться на ферму молочным слесарем. Он стал следить за состоянием молочного оборудования — доильными аппаратами, молокопроводом, холодильной установкой. Со своими обязанностями справлялся успешно. Тому в подтверждение многочисленные награды и поощрения. Среди них медаль «За преобразование Нечерноземья РСФСР». В 1981 году ему было присвоено звание «Ударник коммунистического труда», не раз избирался депутатом сельского совета, долгое время его фотография размещалась на Доске почета передовиков района.

Дороги ему остаются награды за участие в ликвидации аварии на ЧАЭС, среди других особо выделяется медаль «За отвагу», которая вручается за проявленное мужество при исполнении воинского, служебного или гражданского долга, сопряженного с риском для жизни.

Нынешний год для Ивана Ивановича и Евдокии Фёдоровны Колеговых знаменателен. В скором времени, 28 мая, они отпразднуют сапфировую свадьбу – 45 лет совместной жизни. А уже в следующем году он будет отмечать 70-летний юбилей. Поздравляем нашего будущего юбиляра со знаменательными событиями и желаем ему побольше радостных дней, тепла и любви близких людей, и главное – крепкого здоровья!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

69