Меню
12+

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми

12.09.2016 14:18 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 71 от 10.09.2016 г.

Командир машины боевой

Автор: Олег Пыстин.

Как-то не столь публично, ярко и масштабно, как День пограничника или День ВДВ, празднуется у нас День танкиста. Несправедливо танкисты в свой праздник остаются в тени, хотя их число в районе вряд ли уступает тем же пограничникам или морякам. Среди них есть и ветераны, и молодые. Сегодня мы расскажем об Александре Канове — в прошлом заместителе командира взвода, командире боевой машины Т-72. Александр с нескрываемой гордостью рассказывает о своей службе в танковых войсках. 

Елань
Он хорошо помнит дату — 12 июня 1996 года, когда повесткой было назначено явиться в райвоенкомат. К тому времени он окончил 9 классов Визингской школы, а затем еще три года проучился в местном училище. Проводы были обычными по сельским меркам: собиралось много друзей, родственников, выпивали, высказывали пожелания и наставления. А вот сам Саша ни рюмки не выпил, так как всегда следил за своим здоровьем, поддерживал хорошую физическую форму. До последнего он не знал, в каких войсках предстоит ему проходить двухгодичную службу. Лишь на второй день пребывания на сборном пункте г. Емва прибыли представители танковой части, которые быстро набрали группу новобранцев, куда был зачислен и Саша.
Учебная часть, куда попал будущий танкист, располагалась в военном городке Елань Свердловской области. Там была сконцентрирована мощная танковая группировка, на консервации стояло более двух тысяч единиц боевой техники.
В «учебке» Сашу определили во вторую роту, в которой готовили будущих командиров танка. Среди прибывшего пополнения были ребята из Коми, среди них — Женя Панкратов из Вуктыла, с которым впоследствии доведется Саше пройти весь армейский путь. Он попал в роту наводчиков. Как отмечает Саша, командиров танка учили не только отдавать приказы, они должны были овладеть основами применения боевого оружия и навыками вождения машины. Основной же задачей перед командиром стояло управление действиями механика и наводчика. Он координирует движение машины, отдавая приказы механику. Наводчик непосредственно выполняет стрельбу, но на цель указывает и выбирает снаряд для поражения опять же командир.
Танкодром находился примерно в трех километрах от гарнизона. Туда и обратно передвигались только бегом — так принято у танкистов.

Молодой командир
После окончания учебной части Саше присвоили звание младшего сержанта. 22 ноября 1996 года их направили в боевую часть. В Елани в этот день стоял холод — минус 15 градусов, снег глубиной 20 см. Солдаты одеты были в шинели, варежки, шапки-ушанки. Направили их в 86-й отдельный гвардейский ордена Суворова и Кутузова Краснознаменный Лодзинский танковый батальон, дислоцировавшийся в п. Молькино Горячеключевского района Краснодарского края.
Прибыли — а там тепло, благодать: трава еще совсем зеленая, солнышко ярко светит, люди ходят в легких ветровках. Здесь сформировали новый экипаж под командованием Александра Канова, механиком назначили Михаила Медведева из Краснодара, наводчиком — земляка Женю Панкратова.
По прибытии Сашу назначили заместителем командира взвода. В его подчинении находились три танковых экипажа. На первых порах было сложно, так как среди подчинённых были и старослужащие. Но молодой командир уже вскоре сумел завоевать в их глазах уважение. Тут уже танки были не такие как в Елани: эти машины были готовы для ведения активного боя, оснащены дополнительной броней из металлических пластин на крыльях и башне.
Через полгода службы Саша получил очередное звание сержанта. Когда началась вторая волна Чеченской кампании, батальон стали готовить непосредственно к участию в боевых действиях. В течение полугода, ежедневно пять раз в неделю, объявлялась «боевая тревога». При полной выкладке с рюкзаками и автоматами солдаты устремлялись в парк, выводили боевую технику из боксов, готовые в любой момент выдвинуться маршем на железнодорожную станцию для последующей погрузки на платформы и отправки на Северный Кавказ.
В 1995 году в Грозном боевики разгромили 131-ю Майкопскую танковую бригаду, им на замену и готовили краснодарских танкистов. По этой причине ни один боец, в том числе и Саша, не смог получить отпуск и побывать дома. Но даже через полгода интенсивных «тревог» их не стали перебрасывать на поля военных действий. Намного позже судьба уготовит Саше несколько командировок в Чечню, но уже в качестве бойца ОМОН.

Тяжеловес
Т-72 считался самым массовым боевым танком второго поколения в Советском Союзе. Но для Саши он оставил двоякое впечатление: «При всех его достоинствах из-за огромной массы в 55 тонн и малого просвета приходилось объезжать все лужи, иначе танк моментом мог «сесть на брюхо». Приходилось всем экипажем по колено в грязи закреплять на крюки «сопли» (тросы) диаметром 80 мм, и даже это редко помогало. Чтобы вызволить танк, приходили на помощь другие машины». В поле при незначительных поломках экипаж проводил ремонт своими силами, если случалось что-то серьезное, для эвакуации приезжала командно-штабная машина — такой же танк, только без башни, оснащенный ножом и крюком.
Танк практически полностью автоматизирован. А вот загрузить 22 снаряда необходимо было вручную. Кстати, боевым снаряжением танка занимался непосредственно сам командир. Так что Саше приходилось лежа на спине внутри машины принимать у наводчика снаряд, устанавливать его в специальный барабан и вводить в память его вид по предназначению: осколочно-фугасный, бронебойный или кумулятивный. Во время стрельб наводчик использовал только кнопки, соответствующие виду снаряда.
Боевую машину приходилось чистить до блеска после каждого выезда. Мыли водой, используя брандспойт, напор был такой силы, что еле удерживали вдвоем, одному это было не под силу. Зато грязь отлетала аж на несколько метров. Регулярно приходилось чистить и гладкоствольную пушку. Для этого использовали 8-метровый шомпол с банником на конце, пушку опускали вниз, заливали солярку со стороны казенной части и часа два протирали изнутри.
Несколько раз батальон выезжал в поля для проведения тактических учений. Как правило, они продолжались неделю, бойцы и офицеры жили в палатках, дежурные, находившиеся в боевом охранении, ночевали прямо в танках.
Весной 1997 года состоялись масштабные учения, в которых в тесном взаимодействии приняли участие танковые подразделения, авиация и пехота. Более месяца личный состав оставался в полях. Тогда посмотреть и оценить учения приезжали высокопоставленные московские генералы.
В выходные дни солдаты обычно проводили в спортгородке, где выполняли физические упражнения для сдачи нормативов, иной раз для них проводились теоретические занятия, но неотъемлемой частью всегда был ПХД — парко-хозяйственный день, когда наводилась чистота на всей территории гарнизона.
Служба, по признанию Саши, проходила интересно, скучать было некогда. Но, к сожалению, в его солдатском альбоме нет ни одной фотографии на фоне танка, так как по приказу командира батальона действовал на это запрет.
В период прохождения срочной службы Александр Канов был отмечен нагрудными знаками «Гвардия», «Отличник боевой и политической подготовки» III степени. Командование отправляло родителям письмо с благодарственными словами за достойное воспитание сына.
За два месяца до демобилизации танковый батальон в Молькино расформировали, на его месте создали учебную часть. Наводчика Женю и механика Медведева отправили в Майкоп, а Саша остался и стал обучать прибывших новобранцев.
7 мая 1998 года Саша демобилизовался. В этот день из Майкопа к нему приехал боевой товарищ Женя Панкратов, который уже направлялся домой. Начальник воинской части не стал препятствовать и отпустил Сашу вместе с его другом. Так они поездом добрались сначала до Москвы, а затем и до Коми. Женю состав увез в направлении Вуктыла, а Сашу — в Сыктывкар. Первые годы отношения поддерживались, но со временем связь была потеряна.

Дальнобойщик
Возвратившись в родную Визингу, Саша не смог найти достойную для себя работу. Обладая хорошей физической подготовкой, он решил устроиться в Сыктывкарский ОМОН. Успешно пройдя военно-врачебную комиссию и показав хорошие результаты в комплексе силовых упражнений, Саша уже в сентябре был зачислен в состав элитного подразделения МВД. За время службы в составе сводной команды из Коми он три раза был командирован в Чеченскую республику для поддержания конституционного порядка и предотвращения деятельности бандитских группировок. Многое там довелось ему увидеть и испытать.
16 марта 2000 года во время первой командировки отряд направлялся на зачистку селения Ялкхой-Мохк Курчалоевского района от бандитов и других преступных элементов. Передвигавшаяся колонна попала в засаду боевиков, во время обстрела тогда погибло три человека, среди которых был и боевой товарищ наших ребят — Андрей Ложкин, еще 16 ранены. Бой продолжался в течение трех часов, часть боевиков была уничтожена.
Во время второй поездки Саша вместе с остальными сотрудниками ОМОН из Коми осуществлял охрану начальника МВД Чеченской республики, сопровождал его во всех поездках в близлежащие и самые отдаленные отделы милиции, блокпосты.
Пять лет он прослужил в отряде особого назначения, заслужил правительственную награду — медаль «За отличие в охране общественного порядка». Но из-за проблемы с жильем пришлось оставить работу и возвратиться в родное село. Тут у него оставался дом от деда, он его полностью отремонтировал и сейчас там проживает. Построил было новый дом, что называется «под ключ», но продал, чтобы открыть свое дело. Теперь занят строительством еще одного дома, но на этот раз уже для своей семьи. А она по нынешним меркам большая: в ней подрастают три дочери. Старшая – Катя, окончила 9 класс, средняя – Лиза, перешла в 4 класс, а самая младшая – Женя, еще ходит в детский сад.
На вырученные от продажи дома деньги Саша приобрел большегрузный автомобиль с полуприцепом и теперь занимается грузоперевозками по всей России.
В 2003 году по возвращении в Визингу его сразу приняли на должность инспектора ДПС, где проработал до выхода на пенсию по выслуге лет. Лишь на полтора года уходил в уголовный розыск, но затем обратно вернулся в ГАИ. В 2008 году Саша окончил школу милиции и получил офицерское звание.
В 2011 году молодой пенсионер уволился из милиции и занялся предпринимательской деятельностью.
Еще в 1999 году в Сыктывкаре он встретил свою будущую жену, уроженку Ухты, тогда еще студентку лицея. Долгое время они жили в гражданском браке, а затем десять лет спустя решили сыграть свадьбу. В 2003 году вместе с будущим мужем Оксана переехала жить в Визингу, теперь работает оператором I класса, ревизором на почте.
Раз в неделю Саша уезжает в рейс и колесит по дорогам России в среднем по четыре дня, к выходным возвращается домой. Ему, конечно, хотелось бы чаще оставаться дома с любимыми дочерьми и супругой, но понимает, какая серьезная ответственность лежит на нем, как на главе семьи.
В завершении хочется отметить, что профессиональный праздник День танкиста является одним из наиболее почитаемых праздничных дней в войсках. В середине прошлого столетия в период с 1940-х по 1950-е годы в крупных городах этот день даже отмечался торжественным продвижением танковых колонн по городу и салютом. Так что у нас непременно следует возродить чествование танкистов на самом высоком уровне с привлечением руководящих органов района, общественных организаций, патриотических клубов. Так как героическим подвигом дедов на полях сражений Великой Отечественной, мужеством и отвагой, проявленными нашими танкистами в Афганистане, во время Чеченской кампании, они заслужили самых высоких почестей и славы на все времена.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

216